Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия

Необходимо отметить, что вопросы обеспечения инвалидов жильем являются исключительной компетенцией органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации. Жилье гражданам Российской Федерации, предоставляется в законодательно определенном порядке.

Порядок обеспечения инвалидов жильем, можно разделить на тех, кто встал на жилищный учет до первого января 2005 года и тех, кто встал на учет после первого января 2005 года.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2. Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с данной статьей, Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья восемнадцать квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после первого января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Граждане, в том числе и инвалиды, имеют право на улучшение жилищных условий при наличии следующих обстоятельств.

Обращаем Ваше внимание на то, что Жилищный кодекс РФ не связывает напрямую предоставление гражданам жилых помещений только с наличием инвалидности, оперируя понятием «малоимущие». Так, в соответствии со статьей 49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Таким образом, в соответствии с данной статьей, именно малоимущим и предоставляются в настоящее время жилые помещения.

Методика расчета признания гражданина малоимущим, утверждается региональными органами государственной власти на основе федеральной методики расчета.

Таким образом, для постановки на учет семью или одиноко проживающего гражданина должны признать не только нуждающимися в улучшении жилищных условий, но и малоимущими.

Порядок признания гражданина или его семьи малоимущими с целью постановки на жилищный учет

Для этих целей, Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 года № 17 (далее – Приказ) утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Они носят рекомендательный характер и разработаны с целью единообразного применения положений Жилищного кодекса РФ органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и оказания им методологической и методической помощи при определении прав граждан на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основе учета доходов граждан и стоимости, принадлежащего им имущества.

Данным Приказом даны рекомендации об определении категорий граждан, доходы и имущество которых подлежат оценке при оценке граждан к категории малоимущих, примерный перечень доходов, видов имущества, учитываемых при принятии на учет. Приведен также примерный перечень документов необходимый для принятия граждан на учет, даны рекомендации по порядку расчетов доходов и стоимости имущества, разъяснены процедуры признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях.

Учитывая сложность процедуры расчета доходов и стоимости имущества граждан для принятия их на жилищный учет, а также большой объем истребуемой для этих целей информации, приказом рекомендовано до начала расчетов определять нуждаемость граждан в жилых помещениях, то есть определять обеспеченность жилыми помещениями на одного человека (п. 2.1 Приказа).

Более подробную информацию по данному вопросу, Вы можете получить в органах местного самоуправления субъекта Российской Федерации по месту проживания.

Основания признания гражданина или его семьи, нуждающимися в жилом помещении

В соответствии со статьей 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

  • не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
  • проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» В данный перечень входят следующие заболевания (туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева, злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями, хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсия с частыми припадками, заболевания, осложненные гангреной конечности, гангрена и некроз легкого, абсцесс легкого, тяжелые хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым, кишечные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции, урогенитальные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции).

Перечень документов, необходимый для рассмотрения вопроса о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма

В Перечень документов, необходимый для рассмотрения вопроса о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма, входят следующие документы:

  • заявление;
  • акт проверки жилищных условий заявителя;
  • копия финансового лицевого счета на жилье;
  • выписка из домовой книги (в случае раздельного проживания супругов, выписка из домовой книги и копия лицевого счета представляется с каждого адреса);
  • копия договора купли-продажи, дарения и др. вида перехода в собственность жилого помещения (при наличии);
  • выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии в собственности заявителя и членов его семьи жилого помещения, а также о совершенных заявителем и членами его семьи сделках с жилыми помещениями за последние пять лет (справка из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии);
  • паспорта взрослых членов семьи (их копии);
  • свидетельство о заключении брака, либо о расторжении брака (их копии);
  • свидетельства о рождении детей до четырнадцатилетнего возраста (их копии);
  • документы, подтверждающие несоответствие жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам, и нормам (при необходимости).

Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления, осуществляющим принятие на учет, на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр государственных услуг «Мои документы» в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. Заявление на получение государственной услуги «Принятие граждан на учет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях», можно также подать онлайн через портал государственных услуг по ссылке - https://www.gosuslugi.ru/. Для этого в поисковой строке, необходимо ввести название государственной услуги «Принятие граждан на учет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Право на дополнительную жилую площадь

Право на дополнительную жилую площадь имеют инвалиды, страдающие определенными тяжелыми заболеваниями. Перечень заболеваний, дающий инвалидам право на дополнительную жилую площадь, утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 года № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» (с изменениями и дополнениями от 5 сентября 2019 года). В данный перечень входят следующие заболевания (туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева, хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, трахеостома, каловые, мочевые свищи, пожизненная нефростома, стома мочевого пузыря (при невозможности выполнения реконструктивной операции на мочевых путях и закрытия стомы), не корригируемое хирургически недержание мочи, противоестественный анус (при невозможности восстановления непрерывности желудочно-кишечного тракта), пороки развития лица и черепа с нарушением функции дыхания, жевания, глотания, множественные поражения кожи с обильным отделяемым, псориаз артропатический, требующий применения инвалидных кресел-колясок, лепра, ВИЧ-инфекция у детей, отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойкими нарушениями функции нижних конечностей, требующих применения инвалидных кресел-колясок, органические заболевания центральной нервной системы со стойкими нарушениями функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушениями функции тазовых органов, состояния после трансплантации внутренних органов и костного мозга, тяжелые органические поражения почек, осложненные почечной недостаточностью II - III степени).

Необходимо обратить внимание, что право на дополнительную жилую площадь реализуется при непосредственном предоставлении инвалиду (семье, имеющей ребенка-инвалида) жилого помещения, а не при решении вопроса о нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Право на внеочередное обеспечение жилым помещением

Право на внеочередное обеспечение жилым помещением отражено в пункте 2 статьи 57 ЖК РФ. В соответствии с данным пунктом, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются следующим категориям граждан:

  • гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
  • гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

В заключении необходимо отметить, что претендовать на получение жилья от государства, могут только те граждане Российской Федерации, которые были приняты органом местного самоуправления по месту жительства на жилищный учет в установленном законом порядке.