Тема доклада: «О законодательных аспектах создания условий доступности для инвалидов на воздушном и других видах транспорта»
В базовом Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в статье 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур», определены общие положения по обеспечению доступности транспорта для инвалидов, в соответствии с которыми органы государственной власти местного самоуправления и организации, независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры и предоставляемым в них услугам (возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты транспорта, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него).
Соответственно, в профильные федеральные законы включены требования, обеспечивающие доступность конкретных видов транспорта.
В Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 124-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» были внесены требования к оснащению воздушных судов техническими средствами и к оборудованию, обеспечивающему их доступность для пассажиров-инвалидов, а также требования к подготовке авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов. Кодекс предусматривает «сопровождение и помощь при перемещении по территории аэропорта (в том числе в местах посадки в транспортное средство и высадки из него), регистрации на рейс и оформлении багажа для воздушной перевозки, прохождении предполетного и послеполетного досмотров, пограничного и таможенного контроля в аэропорту, посадке на воздушное судно и высадке из него, получении багажа по прибытии воздушного судна». Соответствующие изменения были внесены в федеральные авиационные правила.
Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» были внесены поправки в пять федеральных законов, которые касаются доступности для инвалидов железнодорожного, водного, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, при этом в Федеральных законах «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в значительной степени был использован опыт разработки требований по оказанию помощи инвалидам на воздушном транспорте.
А поправки в законодательство в части водного транспорта, сложного с точки зрения доступности для инвалидов, пока носят общий характер, и здесь необходимо проводить дальнейшую доработку.
Практическая реализация действующих норм по доступности транспорта уже потребовала внесения определенных уточнений в эти нормы. Так, в ноябре Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект о внесении изменения в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» об оказании услуг по посадке и высадке инвалидов в/из пассажирских поездов пригородных сообщений. В этом законопроекте ответственность за посадку пассажиров из числа инвалидов в поезд и высадку из него возложена только на владельца инфраструктуры. Однако в пригородном железнодорожном сообщении на многих (более чем на восьми тысячах) остановочных пунктов нет персонала владельца инфраструктуры, и услугу по посадке и высадке инвалидов никто не оказывает. По данному законопроекту ответственность по обеспечению посадки и высадки инвалидов отнесена к совместной ответственности перевозчика и владельца инфраструктуры, и это должно улучшить обслуживание пассажиров в пригородных электричках.
Безусловно, очень важным звеном является создание системы эффективного контроля за выполнением требований законодательства по созданию доступной среды. Разработанный Минтрудом законопроект, который внесен в Государственную Думу, предусматривает систему контроля и надзора, а также распределение обязанностей по контрольным функциям между надзорно-контрольными органами. До настоящего времени основными «контролирующими органами» были организации инвалидов, и мы с удовольствием передадим эту роль профессионалам. Тем не менее, ВОИ будет продолжать проводить мониторинги по вопросам доступности и активно участвовать в работе по обследованию и паспортизации доступности объектов и услуг.
Федеральное законодательство достаточно полно определяет необходимые требования по обеспечению доступности транспортных услуг, однако не менее важным звеном является региональное законодательство. Нужно отметить, что во всех регионах России вопросы доступности транспортных услуг отражены в региональных актах, что свидетельствует в целом о внимании региональных властей к данной проблеме. Однако даже беглый анализ региональных законодательных актов показывает, насколько сильно отличаются условия для получения транспортных услуг в регионах.
Есть регионы, где приняты специальные региональные законы по данному вопросу (например, в Москве и Московской области), а также соответствующие нормативные акты и полноценные региональные программы. Но, к сожалению, такое положение далеко не везде.
Большую роль в жизни инвалида с нарушением опорно-двигательного аппарата играет социальное такси, особенно после отмены бесплатного обеспечения автотранспортом. Отдельные регионы предоставляет эту услугу на льготных условиях, причем не только для индивидуального пользования, но и для коллективных поездок. Но в большинстве регионов эта услуга оказывается в недостаточном количестве или совсем не оказывается.
Также в последнее время увеличилось количество обращений инвалидов по вопросу парковки автотранспорта. За неправильную парковку все чаще налагаются штрафы и это, прежде всего, касается автомобилей родителей детей-инвалидов или перевозящих маломобильных инвалидов I и II группы. В законодательстве не указано, можно ли считать автомобиль, перевозящий инвалида, «специальным автотранспортным средством». В Государственную Думу внесен законопроект, вносящий необходимые уточнения.
Важной темой является производство и закупка новых видов транспортных средств, адаптированных для инвалидов.
В настоящее время производится все больше транспортных средств, приспособленных для инвалидов, но, к сожалению, они далеко не в достаточном количестве закупаются. Например, трудно понять логику местных властей, когда закупаются новые автобусы, и среди них только 20-30% являются низкопольными (приспособленные для инвалидов). Было бы разумно, в соответствии с законодательством, сразу закупать транспортные средства, доступные для инвалидов.
Инвалиды также обращают внимание на такую, казалось бы, несложную проблему, как приобретение билетов на поезд. Но в настоящее время чтобы купить билет в специально приспособленный вагон, нужно обязательно ехать на вокзал. А почему нельзя это сделать через Интернет?
Еще один вопрос активно обсуждается среди инвалидов - о восстановлении в законодательстве права на льготное получение автотранспортных средств. При этом очень важно отметить, что с отменой льготной выдачи автотранспорта была разрушена вся система, которая позволяла инвалидам с ограниченной мобильностью пользоваться не только автотранспортом, полученным ранее на льготных условиях, но также и приобретенным на собственные средства.
В настоящее время бюро МСЭ перестали указывать в индивидуальной программе реабилитации инвалида показания и противопоказания на пользование автотранспортным средством, не даются и рекомендации по оборудованию автомобиля специальными приспособлениями. В связи с резким сокращением предоставляемых инвалидам автомобилей также постепенно сократилось количество организаций, предоставляющих услуги по изготовлению и установке ручного управления и других приспособлений для адаптации автомобилей под нужды инвалидов. Также уменьшилось количество автошкол, обучающих вождению автомобилем, адаптированным с учетом медицинских показаний. Поэтому инвалид, приобретая автомобиль на собственные средства, по сути, лишен возможности приспособить его с учетом медицинских показаний.
Чтобы восстановить эту систему необходимо, чтобы бюро МСЭ определяли показания на пользование специальным автотранспортным средством, давали соответствующие рекомендации, чтобы данное автотранспортное средства было снабжено таким оборудованием, которое необходимо именно данному инвалиду. По этому вопросу вносился законопроект, однако он не был поддержан. Считаю, что необходимо вернуться к этому вопросу.
Также необходимо обратить внимание на следующую проблему. С 2012 года, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», начата выплата ежемесячного возмещения вреда инвалидам военной травмы по аналогии со страховыми выплатами, которые получают инвалиды вследствие трудового увечья.
В тоже время, до настоящего времени инвалидам военной травмы, в отличие от застрахованных лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве, не предоставляются (в рамках военно-страховых обязательств государства) автомобили как средство реабилитации при наличии медицинских показаний. Учитывая, что и на инвалидов военной травмы распространяются общепринятые принципы страхования жизни и здоровья, отказ этой категории инвалидов в обеспечении автотранспортом в определенной степени нарушает конституционные принципы социальной справедливости.
По данному вопросу внесен законопроект, в соответствии с которым «при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению инвалиду выплачивается единовременная денежная компенсация не превышающая 400 000 рублей за самостоятельно приобретенное специальное автотранспортное средство».
Подводя итог, можно сделать вывод, что уже много сделано и в законодательном плане, и в части реализации принятого законодательства, а также ратифицированной Российской Федерацией Конвенции ООН по правам инвалидов. В статье 9 Конвенции («Доступность») указано, что необходимо наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах, и для этого государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. К сожалению, пока рано говорить, что у нас созданы такие условия, что инвалиды могут вести независимый образ жизни, и еще много нужно сделать, чтобы этого добиться, в том числе, и в сфере транспорта.
8 декабря, 2016