Регулятор создаёт специальную рабочую группу по повышению доступности финансовых услуг для людей с ограниченными возможностями.
Центральный банк изучает возможность по предоставлению инвалидам финансовых услуг в цифровой форме на базе "социального смартфона" — дешёвого коммуникационного устройства, адаптированного для использования людьми с ограниченными возможностями.
В аппарат будет вшит алгоритм идентификации и аутентификации, а также предустановленное программное обеспечение для получения дистанционно любых финансовых услуг — от кредитов до страховки. Соответствующее предложение содержится в проекте плана мероприятий Центробанка по повышению доступности финансовых услуг для лиц с ограниченными возможностями, с которым ознакомился Лайф.
Как отмечается в документе, в настоящее время самые элементарные финансовые услуги, привычные для основной части населения, зачастую вызывают серьёзные трудности при получении их людьми с ограниченными возможностями. Причём определённое количество барьеров не является изначально характерным для финансового рынка, но возникает вследствие существования различных инструкций или скриптов для персонала клиентских подразделений финансовых организаций.
Например, у банков подозрение вызывает человек с сопровождающим (в большинстве финансовых организаций данный факт отмечен в инструкциях как высокорисковый и препятствующий продаже клиенту кредитных продуктов), практически закрыты для слабослышащих клиентов возможности по установке ПИН-кода, блокировке/разблокировке банковской карты, особенно в случае её хищения, так как сервисы контакт-центров ориентированы на голосовое взаимодействие с клиентом. И далеко не всегда в данных сервисах предусматриваются иные способы взаимодействия.
Персонал большинства офисов финансовых организаций не обучен правильным приёмам и методам работы с инвалидами либо не может обслужить. В сфере личного страхования отмечаются случаи, говорится в документе, установления страховыми организациями в условиях страхования ограничений, связанных с состоянием здоровья лиц, в отношении которых заключаются договоры, путём исключения определённых категорий таких лиц из страхового покрытия, либо установления в отношении них повышенных страховых тарифов.
"Социальный смартфон" с уже предустановленным программным обеспечением и под контролем регулятора поможет избавить инвалидов от этой проблемы, уверены в ЦБ. Правда, стоимость программы пока ещё не просчитана. Как альтернативу "социальному смартфону" в документе предлагается узаконить институт "доверенных посредников" — людей, которых может выбрать инвалид из числа близких родственников или работников социальных органов, которые смогут от его имени общаться с банками и другими финансовыми институтами.
Впрочем, претензии у ЦБ есть не только к банкам и страховыми компаниям, но и к себе самому: в документе регулятор признаёт низкое качество существующих банкнот и необходимость его улучшения.
"При расчёте наличными деньгами сохраняются проблемы у слабовидящих, так как тактильные метки на купюрах быстро стираются. Слабовидящих и незрячих часто обманывают и обсчитывают, особенно на рынках и в небольших магазинах", — отмечается в документе.
В пресс-службе ЦБ подтвердили наличие такого документа, но не стали раскрывать перспективы его реализации.
— Банк России считает приоритетом в своей деятельности обеспечение финансовой доступности для всех категорий граждан. В том числе планируется уделить внимание особенностям использования финансовых инструментов и сервисов лицами с ограниченными возможностями здоровья. Конкретные предложения в этой области будут рассмотрены согласно плану мероприятий регулятора, — заявил Лайфу официальный представитель Центробанка.
Как отмечается в документе, рабочий вариант "дорожной карты" должен быть разработан к 10-летию принятия Конвенции ООН о правах инвалидов — то есть до 13 декабря текущего года.
Председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев подтвердил Лайфу, что рабочая группа Центробанка по разработке "дорожной карты" создана, в неё вошли как представители финансовых институтов, так и организаций инвалидов. Он надеется, что работа группы будет эффективной.
Перед началом работы группы тему необходимости более качественного обслуживания инвалидов попытался поднять Сбербанк. С минувшую субботу его глава Герман Греф лично проверил, насколько сервисы и услуги учреждения доступны для людей с ограниченными возможностями. Для этого Греф облачился в специальный костюм, симулирующий инвалидность, и попытался получить в Сбербанке кредит. Хотя в целом эксперимент был объявлен как успешный, данное мероприятие было жёстко высмеяно пользователями социальных сетей.
Согласно госпрограмме "Доступная среда", в настоящее время в России проживает 12,7 млн инвалидов (1,283 млн — I группы, 6,250 млн — II группы, 4,601 млн — III группы).
В общественных организациях рады, что регулятор наконец-то занялся этой проблемой.
— Действительно, много сложностей возникает у тех, кто не может самостоятельно поставить подпись, например, в связи с детским церебральным параличом, — говорит научный руководитель и председатель правления Национального центра проблем инвалидности, эксперт ОНФ по делам инвалидов Александр Лысенко. — Требуется третье лицо, вдобавок это достаточно сложная процедура. И это тоже барьер. Многие коммерческие банки физически не доступны для инвалидов — инвалид просто не может туда попасть. Важно также, чтобы сотрудники финансовых компаний умели работать с инвалидами. Требуется специальная подготовка персонала.
8 декабря, 2016