Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия
На предыдущую страницу

Центробанк разработает "социальный смартфон" для инвалидов

Регулятор создаёт специальную рабочую группу по повышению доступности финансовых услуг для людей с ограниченными возможностями.

Центральный банк изучает возможность по предоставлению инвалидам финансовых услуг в цифровой форме на базе "социального смартфона" — дешёвого коммуникационного устройства, адаптированного для использования людьми с ограниченными возможностями.

В аппарат будет вшит алгоритм идентификации и аутентификации, а также предустановленное программное обеспечение для получения дистанционно любых финансовых услуг — от кредитов до страховки. Соответствующее предложение содержится в проекте плана мероприятий Центробанка по повышению доступности финансовых услуг для лиц с ограниченными возможностями, с которым ознакомился Лайф.

Как отмечается в документе, в настоящее время самые элементарные финансовые услуги, привычные для основной части населения, зачастую вызывают серьёзные трудности при получении их людьми с ограниченными возможностями. Причём определённое количество барьеров не является изначально характерным для финансового рынка, но возникает вследствие существования различных инструкций или скриптов для персонала клиентских подразделений финансовых организаций.

Например, у банков  подозрение вызывает человек с сопровождающим (в большинстве финансовых организаций данный факт отмечен в инструкциях как высокорисковый и препятствующий продаже клиенту кредитных продуктов), практически закрыты для слабослышащих клиентов возможности по установке ПИН-кода, блокировке/разблокировке банковской карты, особенно в случае её хищения, так как сервисы контакт-центров ориентированы на голосовое взаимодействие с клиентом. И далеко не всегда в данных сервисах предусматриваются иные способы взаимодействия.

Персонал большинства офисов финансовых организаций не обучен правильным приёмам и методам работы с инвалидами либо не может обслужить. В сфере личного страхования отмечаются случаи, говорится в документе,  установления страховыми организациями в условиях страхования ограничений, связанных с состоянием здоровья лиц, в отношении которых заключаются договоры, путём исключения определённых категорий таких лиц из страхового покрытия, либо установления в отношении них повышенных страховых тарифов.

"Социальный смартфон" с уже предустановленным программным обеспечением и под контролем регулятора поможет избавить инвалидов от этой проблемы, уверены в ЦБ. Правда,  стоимость программы пока ещё не просчитана. Как альтернативу "социальному смартфону" в документе предлагается узаконить институт "доверенных посредников" — людей, которых может выбрать инвалид из числа близких родственников или работников социальных органов, которые смогут от его имени общаться с банками и другими финансовыми институтами.

Впрочем, претензии у ЦБ есть не только к банкам и страховыми компаниям, но и к себе самому: в документе регулятор признаёт низкое качество существующих банкнот и необходимость его улучшения.

"При расчёте наличными деньгами сохраняются проблемы у слабовидящих, так как тактильные метки на купюрах быстро стираются. Слабовидящих и незрячих часто обманывают и обсчитывают, особенно на рынках и в небольших магазинах", — отмечается в документе.

В пресс-службе ЦБ подтвердили наличие такого документа, но не стали раскрывать перспективы его реализации.

— Банк России считает приоритетом в своей деятельности обеспечение финансовой доступности для всех категорий граждан. В том числе планируется уделить внимание особенностям использования финансовых инструментов и сервисов лицами с ограниченными возможностями здоровья. Конкретные предложения в этой области будут рассмотрены согласно плану мероприятий регулятора, — заявил Лайфу официальный представитель Центробанка.

Как отмечается в документе, рабочий вариант "дорожной карты" должен быть разработан к 10-летию принятия Конвенции ООН о правах инвалидов — то есть до 13 декабря текущего года.

Председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев подтвердил Лайфу, что рабочая группа Центробанка по разработке "дорожной карты" создана, в неё вошли как представители финансовых институтов, так и организаций инвалидов. Он надеется, что работа группы будет эффективной.

Перед началом работы группы тему необходимости более качественного обслуживания инвалидов попытался поднять Сбербанк. С минувшую субботу его глава Герман Греф лично проверил, насколько сервисы и услуги учреждения доступны для людей с ограниченными возможностями. Для этого Греф облачился в специальный костюм, симулирующий инвалидность, и попытался получить в Сбербанке кредит. Хотя в целом эксперимент был объявлен как успешный, данное мероприятие было жёстко высмеяно пользователями социальных сетей.  

Согласно госпрограмме "Доступная среда", в настоящее время в России проживает 12,7 млн инвалидов (1,283 млн — I группы, 6,250 млн — II группы, 4,601 млн — III группы).

В общественных организациях рады, что регулятор наконец-то занялся этой проблемой.

— Действительно, много сложностей возникает у тех, кто не может самостоятельно поставить подпись, например, в связи с детским церебральным параличом, — говорит научный руководитель и председатель правления Национального центра проблем инвалидности, эксперт ОНФ по делам инвалидов Александр Лысенко. — Требуется третье лицо, вдобавок это достаточно сложная процедура. И это тоже барьер. Многие коммерческие банки физически не доступны для инвалидов — инвалид просто не может туда попасть. Важно также, чтобы сотрудники финансовых компаний умели работать с инвалидами. Требуется специальная подготовка персонала.

https://life.ru/t/%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA/942587/tsientrobank_razrabotaiet_sotsialnyi_smartfon_dlia_invalidov

8 декабря, 2016