Как решаются в стране проблемы доступности для инвалидов поездок на автобусах, трамваях, поездах и самолетах и как сделать, чтобы люди маломобильной группы могли, не выходя из дома, купить билет, без труда добраться до вокзала или аэропорта, а не быть навечно привязанными к своему месту жительства, несет ли кто-то ответственность за дискриминацию инвалидов на транспорте – все эти вопросы активисты ОНФ обсудили на встрече с представителями Министерства транспорта РФ.
Общение состоялось на площадке рабочей группы «Социальная справедливость» в рамках мониторинга ОНФ исполнения министерствами поручений президента РФ по созданию доступной среды.
Замминистра транспорта РФ Алексей Цыденов сообщил, что Минтрансом уже согласован проект госпрограммы «Доступная среда на 2011–2020 гг.», отметив, что она не является панацеей, и в части транспорта все предусмотренное финансирование в основном касается научно-исследовательской работ. Так, к примеру, в программе на 2011–2015 гг. Минтрансу было выделено всего 17 млн руб., которые пошли целиком на методические разработки.
Цыденов пояснил, что вопросы транспортной доступности не прописываются отдельными строчками в госпрограммах потому, что в строительные нормы и правила (СНИП) уже внесено требование ко всем вновь проектируемым транспортным объектам (федерального дорожного фонда, морским, железнодорожным объектам и т.д.) предусматривают доступность для маломобильных групп граждан. Этим требованиям с 2017 г. должны будут соответствовать и объекты инфраструктуры, прошедшие капитальный ремонт.
В Минтрансе, по словам чиновника, создана рабочая группа с участием представителей общественных организаций инвалидов, которая занимается разработкой и мониторингом «дорожной карты» по созданию доступной среды в транспортной отрасли.
«Эта работа касается не только инфраструктурных объектов, но и, к примеру, вопросов подготовки персонала к работе с инвалидами. Дело ведь не только в ширине дверей в вагоне, но и в том, чтобы проводник знал, как помочь инвалиду, как с ним общаться, как, к примеру, при посадке в самолет, проводить досмотр пассажира в инвалидном кресле, чтобы это соответствовало и международным нормам, и нашим требованиям безопасности, –отметил замминистра. — Также мы внесли изменения в правила перевозки пассажиров железнодорожного транспорта, в Кодекс внутреннего водного транспорта, где предусмотрели реализацию норм Конвенции о правах инвалидов».
Цыденов сообщил, что в этом году будут приняты изменения в правила обслуживания пассажиров в морских портах, утвержден порядок обеспечения условий доступности для инвалидов автовокзалов и автостанций, внесены изменения в правила перевозок пассажиров на внутреннем водном транспорте, принят порядок обеспечения условий доступности пассажирских вагонов и ряд других нормативных актов.
Помимо этого, Минтранс разработал методику статистического учета около 20 наиболее проблемных показателей транспортной доступности. «Понятно, что мы находимся сегодня на нулевом уровне, и чтобы понять, что ситуация тяжелая, нам статистический учет не нужен, но он важен, чтобы видеть динамику и понимать, улучшается ли ситуация в результате принимаемых нами мер», — сказал Алексей Цыденов.
Он добавил, что Минтранс также вышел с инициативой в Минтруд, чтобы включить в лицензионные требования к перевозчикам обязательное условие о соблюдении норм доступности транспорта для маломобильных групп население. «Невыполнение этих требований повлечет отзыв лицензии или штраф. Минтруд нас в этом поддержал», — отметил Цыденов.
В свою очередь активисты ОНФ, чтобы ускорить развитие транспортной доступности в регионах, предложили Минтрансу подготовить модельную «дорожную карту» с перечислением всех необходимых мероприятий.
«Власти на местах должны четко представлять, что им необходимо сделать, чтобы добиться требуемых показателей. И тогда муниципалитет будет понимать, что ему надо предпринять в первую очередь, а что можно отсрочить на какое-то время, учитывая дефицит бюджетных средств. Иначе все ваши методики оценки доступности просто не к чему будет применять», — пояснил сопредседатель регионального штаба ОНФ Московской области, член рабочей группы «Социальная справедливость», эксперт ОНФ по делам инвалидов Александр Лысенко.
Много вопросов и претензий у экспертов и представителей общественных организаций инвалидов возникло к доступности железнодорожного транспорта. Председатель Всероссийского общества инвалидов, депутат Госдумы Михаил Терентьев рассказал о том, что инвалиды лишены возможности купить электронный билет на поезд. В РЖД это объясняют опасениями, что через Интернет льготные проездные документы смогут приобрести и те, кто на них не имеет права. В результате инвалиды вынуждены ехать на вокзал с кучей документов и терять на все это массу времени и сил.
Участники встречи также обратили внимание Минтранса на то, что до сих пор лишь небольшое число поездов имеют специальные вагоны для инвалидов-колясочников. Отдельная проблема — поезда южного направления, и в частности те, что идут в Крым. Полуостров становится центром реабилитации инвалидов, однако при этом вообще не имеет приспособленных под их нужды вагонов. «Надо изучить вопрос, как сделать все железнодорожные вагоны доступными, взяв в качестве примера то, как приспособили к запросам инвалидов самолеты», — отметил начальник управления Всероссийского общества инвалидов Сергей Детенышев.
И к воздушному транспорту у маломобильных граждан по-прежнему немало претензий. По словам участников встречи, если глав столичных аэропортов за несколько лет удалось убедить создать условия для инвалидов, то в регионах аэропорты по-прежнему недоступны. А в некоторых недоступны и сами самолеты. Так, Михаил Терентьев рассказал, что недавно одна из российских авиакомпаний отказалась продать ему билет на самолет из Новосибирска, сославшись на свои внутренние правила, в которых не предусмотрена перевозка инвалидов-колясочников. И лишь после того как Терентьев сообщил, что является не только инвалидом, но и депутатом Госдумы, вопрос удалось решить.
Помимо этого, эксперты ОНФ рассказали чиновникам Минтранса, как много жалоб они получают от граждан на недоступность для инвалидов и мам с колясками даже самых обычных трамваев и автобусов. В этой связи Михаил Терентьев предложил министерству активнее стимулировать перевозчиков приобретать низкопольный транспорт, тем более что он производится и на отечественных предприятиях.
«Основная наша претензия к профильному министерству заключается в том, что на бумаге все выглядит хорошо: в нормативных документах про создание доступной среды на транспорте все прописано, а люди присылают нам письма, в которых говорят, что они не могут воспользоваться этим транспортом. А ведь именно он в значительной мере определяет, насколько активной, мобильной и полноценной будет жизнь инвалида. Поэтому мы обязательно проведем до конца ноября мониторинг доступности транспортной инфраструктуры в регионах и вынесем этот вопрос на третий Форум действий ОНФ», — подытожил Александр Лысенко.
Активисты ОНФ продолжают мониторинг выполнения министерствами и ведомствами майских указов и поручения президента РФ по созданию доступной среды для людей с инвалидностью. О предпринимаемых в этом направлении усилиях уже проинформировали ОНФ представители Минпромторга, Минобрнауки, МВД, Минкультуры, Минстроя, Минспорта, Минздрава.
26 июня, 2015