Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила шире применять в российских школах принципы инклюзивного образования – практиковать совместное обучение обычных детей и детей-инвалидов. Предполагается, что такая мера положительно скажется на социальной адаптации ребят с ограниченными возможностями: аналогичный опыт уже есть в ряде российских и зарубежных школ. Исследовательский центр Superjob.ru выяснил, как относятся россияне к этой инициативе.
Большая часть опрошенных (44%) поддерживает включение в закон «Об образовании» раздела об инклюзивном обучении. По их мнению, это позволит инвалидам интегрироваться в общество сверстников, а здоровым детям – стать терпимее и добрее. «Дети с раннего возраста должны адекватно принимать любые особенности других людей: внешние, национальные и прочие, иначе это путь к расизму, шовинизму»; «Дети-инвалиды не будут чувствовать себя изгоями общества, а обычные, может быть, научатся сочувствовать чужой беде», - считают респонденты.
Среди тех, кто лояльно настроен по отношению к инклюзивному обучению, больше женщин (49% против 41% мужчин). Кроме того, идею обучать детей инвалидов в обычных школах поддерживают и люди зрелого возраста: если среди молодежи до 24 лет этот показатель составляет 39%, то среди 35-44-летних – уже 47%.
26% россиян находят аргументы против инклюзивного обучения. Судя по комментариям, одна из основных причин – забота о самих детях-инвалидах, стремление защитить их от возможных унижений и травли, а также недостаточная научная проработанность этой сложной психолого-педагогической проблемы. «Имея ребенка-инвалида, категорически заявляю: только отдельно! Здоровые дети - жестокие, безжалостные!»; «Обычные дети будут отставать в развитии и обучении, так как силы педагогов будут направлены на детей-инвалидов»; «Подобные вещи не политикам решать, а педагогам на основании последних научных достижений», - комментируют респонденты.
Почти треть опрошенных (30%) затруднились однозначно оценить предложение Валентины Матвиенко. По их мнению, в инклюзивном обучении есть как несомненные плюсы, так и явные минусы. «У нас учился мальчик-инвалид - такого количества унижений не выдержала бы психика и взрослого человека»; «Нужно решать в каждом конкретном случае с привлечением психологов», - считают респонденты.
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 220
Время проведения: 28-31 мая 2012 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1600 респондентов
Вопрос:
«Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко уверена, что в законопроект об образовании в РФ необходимо включить самостоятельный раздел, посвященный инклюзивному обучению детей-инвалидов. Как Вы относитесь к предложению совместно обучать здоровых детей и детей с ограниченными возможностями?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Вариант ответа |
Все |
Пол |
Возраст, лет |
||||
муж |
жен |
до 24 |
25-34 |
35-44 |
45 и старше |
||
Поддерживаю |
44% |
41% |
49% |
39% |
44% |
47% |
45% |
Не поддерживаю |
26% |
27% |
24% |
29% |
24% |
25% |
27% |
Затрудняюсь ответить |
30% |
32% |
27% |
32% |
32% |
28% |
28% |
Некоторые комментарии респондентов:
«Поддерживаю» - 44%
«Я сама сталкивалась с такой проблемой. Мой сын является инвалидом детства по потере слуха после перенесенного меннинго-энцефалита. Мы в свое время создали специальную группу для глухих детей в массовом детском саду. Обучение проводилось по методике Э. Леонгард, которая позволяла адаптировать детей для полноценной жизни в обществе. Конечно, не все дети смогли пойти в массовую школу, а лишь единицы. Но я считаю, что и это огромный рекорд!»
Заведующая производством, 46 лет, Нижний Новгород
«Они должны быть как единое целое, чувствовать взаимно все радости и тяготы житейских будней, быть терпимее друг к другу...»
Мастер строительного участка, 50 лет, Челябинск
«Дети-инвалиды, если у них нет психических отклонений, должны обучаться вместе со здоровыми. Одни не будут чувствовать себя изгоями общества, другие, может быть, научаться сочувствовать чужой беде. Для наших детей это сейчас очень актуально».
Генеральный директор, 52 года, Нижний Новгород
«Дети с раннего возраста должны адекватно принимать любые особенности других людей: внешние, национальные и прочие, иначе это путь к расизму, шовинизму...»
Ассистент кафедры, 53 года, Оренбург
«Но если это не будет мешать общему процессу обучения! А так - за! Только делать все это надо с умом, а не как всегда».
Руководитель, 40 лет, Йошкар-Ола
«Если дети-инвалиды не имеют умственных отклонений от общепринятых норм, а только, лишь физические недостатки (не влияющие на зрение и речь), то обязательно необходимо совместное обучение».
Коммерческий директор, 38 лет, Омск
«Интеграция таких деток в общество необходима! Но учитывая особенности детей с проблемами, необходимо присутствие грамотных и обученных специалистов на уроке, в помощь педагогу массовых учреждений…»
Воспитатель, 26 лет, Новосибирск
«Если это пойдет с ясель, чтобы здоровые дети привыкли к инвалидам и в школе не глумились бы над ними, тогда поддерживаю, в любом ином случае категорически против».
Менеджер по снабжению, 27 лет, Ижевск
«Но перед реализацией законопроекта необходимо подготовить и включить в образовательный процесс преподавателей соответствующего уровня и мотивации, а также четко учитывать детей, какого рода инвалидности и какой группы можно допускать к общему совместному обучению со здоровыми детьми».
Юрисконсульт, 36 лет, Москва
«Не поддерживаю» - 26%
«Имея ребенка-инвалида, категорически заявляю - только отдельно! Здоровые дети - жестокие, безжалостные! Ребенку-инвалиду достаточно унижений и так... Ни за что!»
Оператор приема заказов, 46 лет, Москва
«Нет и много, много нет. Так как ребенку инвалиду и так сложно, а тут еще учиться всем вместе… Ребята могут бегать и прыгать, а он нет, это психологически трудно. И ведь к каждому "больному" свой подход, у каждого своя программа. Представьте, что в классе 30 человек, и из них пусть будет всего 3 или 5 человек "инвалидов", и у каждого своя программа. Представляю, как придется учителю объяснять урок для всех, если у них разное восприятие. Это сложно для ребят, а уж учителю, которому надо вложить информацию в ребят, еще в стократ сложней, так что однозначно НЕТ».
Продавец-логист, 47 лет, Тюмень
«Разный уровень развития детей и отличие физических возможностей не может обеспечить одинаковое развитие каждого ребёнка. Это ж психология - каждый стремится к своей группе по схожести человеческих качеств. Проект - глупость. Это подрыв здоровой психики здоровых детей».
Антикризисный управляющий, 45 лет, Нижний Новгород
«Идея сама по себе хорошая. Но сейчас она не работоспособна, т.к. нижайший духовный уровень учащихся и зашкаливающий уровень их агрессии сделают невыносимыми условия для пребывания в их среде детей-инвалидов».
Инженер-конструктор, 45 лет, Ростов-на-Дону
«Здоровые дети будут отставать в развитии и обучении, так как силы педагогов будут направлены на детей-инвалидов. А здоровых детей надо нагружать больше, для них это нормально. Если преподавать, ориентируясь на способности здоровых детей, то дети-инвалиды будут не успевать осваивать материал. По двум программам давать одновременно один урок, думаю, невозможно. Тем более что для преподавания у детей-инвалидов нужна специальная квалификация педагога».
Директор, 37 лет, Хабаровск
«Наше общество к этому не готово. Люди жестоки, дети жестоки. Дети с ограниченными возможностями не выживут в одном коллективе со здоровыми. Их затравят».
Главный бухгалтер, 49 лет, Казань
«Я считаю, что подобные решения должны рассматриваться не по предложению какого-то депутата. А на основании научных данных. Всякого популистское решение чревато. Я считаю, что подобные вещи не политикам решать, а педагогам и на основании последних научных достижений. С ЕГЭ уже решили и развалили всю систему образования. Наше общество - готово ли оно принять инвалидов в свои ряды? Начинать нужно с этого».
Психолог, 50 лет, Санкт-Петербург
«Я считаю, что ребенка надо обучать индивидуально, либо в группах/классах с небольшой численностью. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями. Они должны быть в отдельной группе по своим признакам, чтобы в полном объеме воспринимать информацию и не мешать другим. А вот время после занятий можно проводить вместе - игры, общественно-полезные занятия, развлечения и т.п.».
Начальник отдела продаж, 27 лет, Оренбург
«Затрудняюсь ответить» - 30%
«Нужно решать для каждого конкретного случая с привлечением психологов».
Доцент, 45 лет, Владивосток
«Если есть возможность, то обучение нужно проводить отдельно, потому что это травма для больных и провокация для здоровых. Дети есть дети, и они порой бывают очень жестоки в словах и действиях, а потом их за это будут преследовать, а больные дети всегда будут под защитой, если даже в ссоре виноваты они. А также проблема в успеваемости, не все больные дети могут усваивать школьный материал. А программа и так очень сложная, поэтому ждать отстающих нельзя».
Заместитель начальника почтамта, 46 лет, Черкесск
«Смотря какая инвалидность. Если физическая - ради бога. Если умственная - однозначно нет».
Ведущий геолог, 31 год, Благовещенск
«Тяжело представить совместное обучение здоровых и детей-инвалидов. Надо ещё посмотреть, с какими заболеваниями будут дети-инвалиды. Но в целом к самой идее положительно».
Врач, 25 лет, Владикавказ
«У ребенка должен быть выбор. Если ему по каким-либо причинам некомфортно обучаться в школе для "здоровых", ему должно быть обеспечено обучение на дому. Помнится, у нас до 8 класса учился такой мальчик, так вот, такого количества унижений от сверстников средненькой общеобразовательной школы столицы вряд ли выдержала бы психика и взрослого человека».
Менеджер по развитию бизнеса, 40 лет, Москва
«Ограниченные возможности бывают разные, поэтому мне кажется, надо больше уделять внимания открытию новых школ для детей инвалидов, т.к. дети с полными возможностями могут быть жестокими к детям с ограниченными возможностями».
Консультант розничного бизнеса, 27 лет, Курск
1 июня, 2012