Вопросы на засыпку
Исследование Офиса по правам людей с инвалидностью – серьезное социологическое исследование, проведенное в два этапа. Первый представлял собой опрос населения, направленный на выявление отношения этого самого населения к людям с инвалидностью. Национальный опрос проводил Независимый институт социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) в сентябре 2011 года и в марте 2012 года. В сентябре опрошено 1503 человека, в марте 1509 человек, ошибка репрезентативности не превышает 0,03.
Второй этап – исследование, проведенное в фокус-группах – в среде нанимателей, общественных организаций, специалистов центров занятости, родителей, дети которых обучаются в интегрированных классах (причем родителей как здоровых детей, так и детей с инвалидностью). Этот, второй, этап проводил в начале 2012 года Центр европейской трансформации.
- В нашем обществе царит мифологизация образа человека с инвалидностью, неадекватное восприятие таких людей, наполненное многочисленными опасениями и страхами. Причины понятны: так, наш опрос показал, что около 40% населения практически никогда не пересекаются с инвалидами. Остальные пересекаются с ними вынужденно, лишь потому, что люди с инвалидностью есть в их окружении, - объясняет координатор Офиса Сергей Дроздовский.
Вот как отвечали белорусы, когда им задали вопрос:
"Есть ли среди Ваших родственников, друзей или знакомых (включая детей) люди с инвалидностью любой формы?" (%)
|
2011 |
2012 |
Я сам имею инвалидность |
49,6 |
7,2 |
Имею ребенка (детей) с инвалидностью |
1,0 |
|
Есть люди с инвалидностью среди ближайших родственников (родители, жена, муж, родные братья, сестры) |
18,8 |
|
Есть люди с инвалидностью среди более далеких родственников, друзей, знакомых |
30,7 |
|
Нет |
48,9 |
42,8 |
Затруднились ответить |
1,5 |
2,0 |
Вопрос "Слышали ли Вы о существовании такого документа, как "Конвенция ООН о правах инвалидов?" был задан не для того, чтобы устроить своеобразный экзамен на знание важных документов, а для того, чтобы понять, как много людей вообще прислушиваются или обращают внимание на то, что связано с инвалидами.
Вариант ответа |
2011 |
2012 |
Да |
22,5 |
30,1 |
Нет |
75,4 |
65,3 |
Затруднились ответить или не ответили |
2,1 |
4,6 |
- Заметьте, никто не спрашивал у людей, читали ли они эту Конвенцию, или о том, знакомы ли они с ее сутью. Если бы вопрос был поставлен так, результаты были бы еще более плачевными. Пока речь идет просто об узнавании проблемы, - объясняет Сергей Дроздовский.
По словам специалистов, люди с разной степенью инвалидности составляют 5% от всего белорусского общества. В основном это люди, которые сегодня находятся будто "вне общества".
45% опрошенных не отдали бы ребенка в интегрированный класс
- Несмотря на то, что в нашей стране есть и политическая воля, и тенденция к совместному обучению детей с инвалидностью и здоровых детей, население относится к этому бивалентно. Примерно равное количество людей говорит "да" или "нет" совместным классам, - обобщает Сергей Дроздовский данные, приведенные в следующих табличках.
Распределение ответов на вопрос: "Как Вы считаете, совместное обучение в школах детей-инвалидов и детей без инвалидности является полезным или вредным для каждой из групп детей?" (%)
|
Скорее полезно |
Скорее вредно |
В той же мере полезно, в какой и вредно |
Затруднились ответить/не ответили |
||||
Вариант ответа |
2011 |
2012 |
2011 |
2012 |
2011 |
2012 |
2011 |
2012 |
Для детей без инвалидности |
46,1 |
34,1 |
15,8 |
19,6 |
28,4 |
32,5 |
9,7 |
13,8 |
Для детей-инвалидов |
47,4 |
36,2 |
16,7 |
17,2 |
27,3 |
33,9 |
8,6 |
12,7 |
"А Вы сами предпочли бы, чтобы Ваш ребенок (при прочих равных условиях) учился в классе с совместным обучением (там, где учатся и дети с инвалидностью, и обычные дети) или в классе без совместного обучения?" - задают вопрос исследователи, и вот что получают в ответ:
Вариант ответа |
% |
Предпочел бы класс с совместным обучением |
31,5 |
Предпочел бы класс без совместного обучения |
45,0 |
Затруднились ответить/не ответили |
23,5 |
Вы сами предпочли бы, чтобы Ваш ребенок (при прочих равных условиях) учился в классе: |
Как Вы считаете, совместное обучение в школах детей-инвалидов и детей без инвалидности является полезным или вредным |
|||||
для детей без инвалидности |
для детей с инвалидностью |
|||||
скорее полезно |
скорее вредно |
одинаково и полезно, и вредно |
скорее полезно |
скорее вредно |
одинаково и полезно, и вредно |
|
с совместным обучением |
63,5% |
7,0% |
18,7% |
57,4% |
11,2% |
20,3% |
без совместного обучения |
20,4% |
84,9% |
54,0% |
26,9% |
82,7% |
50,6% |
затрудняюсь ответить |
15,0% |
6,7% |
25,2% |
14,6% |
4,6% |
27,0% |
нет ответа |
1,2% |
1,3% |
2,2% |
1,1% |
1,5% |
2,1% |
Всего |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
Более предметное исследование в фокус-группах выявило некоторые больные моменты.
- Даже в школах, где создана безбарьерная среда, обучение в инклюзивных или интегрированных классах или затруднено, или невозможно – из-за недостатка специалистов, - рассказывает Сергей Дроздовский.
Исследование обнажило и такие проблемы, как неготовность педагогического состава к работе с особенными детьми. Даже в интегрированных классах страхи и фобии, связанные с учениками с инвалидностью, переполняют как учителей, так и родителей. Кроме того, инклюзивное обучение подразумевает соответствующие условия – обеспечение родителей возможностями привезти в школу ребенка и увезти его оттуда, наличие особых специалистов-ассистентов, которых в Беларуси просто нет.
- Между тем двигаться в направлении инклюзивного обучения просто необходимо, - говорит Сергей Дроздовский. – Система концентрированного обучения в интернатах и спецшколах потерпела фиаско, потому что оттуда выходят люди, не подготовленные к жизни в нормальном обществе. Стоит добавить, что во всем мире при переходе на совместное обучение общественное мнение было за то, чтобы оставить спецшколы. Это тот случай, когда общее мнение склоняется к деградационным решениям, к тому, что проще.
Содержать людей с инвалидностью вместо того, чтобы дать возможность зарабатывать самим?
С трудоустройством людей с инвалидностью не легче, чем с их образованием. Поразительную вещь показывают исследования: большинство белорусов больше склоняется к созданию своеобразных "тепличных" условий для соотечественников с инвалидностью, нежели к созданию специальных условий для их труда.
Как Вы считаете, что более правильно?
Вариант ответа |
% |
Создавать условия, в которых люди с инвалидностью могли бы работать наряду со всеми |
23,4 |
Создавать специализированные предприятия для трудоустройства людей с инвалидностью |
31,5 |
Повышать льготы и социальные выплаты для людей с инвалидностью, чтобы у них не было необходимости зарабатывать себе на жизнь |
41,5 |
Затруднились ответить/не ответили |
3,6 |
По сведениям Сергея Дроздовского, более 80% людей с инвалидностью в трудоспособном возрасте не работают по разным причинам. Среди людей с инвалидностью 1 и 2 групп этот процент доходит до 90-95%. Очень тяжело приходится людям с инвалидностью 3 группы – пособие по инвалидности у них настолько невелико, что прожить на него нельзя, а трудоустроиться тоже очень сложно – 3-я группа инвалидности, например, может быть у человека, по колено лишенного ноги, или у больного с инсулиновой зависимостью.
О невключенности в трудовую деятельность огромного числа белорусов свидетельствуют и результаты опроса. Наших инвалидов не просто "не видно на улицах" - их сложно встретить и на рабочем месте.
Есть ли среди работников Вашего предприятия (организации) люди с инвалидностью, и если да, то много ли их?
Вариант ответа |
% |
Да, есть, но не много |
9,4 |
Да, есть, достаточно много |
1,7 |
Нет, таких людей нет |
30,3 |
Не знаю |
29,3 |
В настоящее время не работаю |
27,5 |
Затруднились ответить/не ответили |
1.8 |
Представьте себе, что к Вам на предприятие (в организацию) устраивается человек с инвалидностью, с которым Вам непосредственно нужно работать. Что лично беспокоило бы Вас в этой ситуации? (возможно более одного ответа)
Вариант ответа |
% |
Мне представляется, что этот человек не сможет выполнять свои обязанности |
19,3 |
Придется прилагать дополнительные усилия, чтобы обеспечивать этому человеку особые условия для работы |
34,8 |
Психологический дискомфорт в общении |
30,1 |
Другое |
3,5 |
Затруднились ответить |
15,6 |
Как видим, белорусы настолько не привыкли общаться с людьми с инвалидностью, что уже заранее предполагают психологический дискомфорт при общении с коллегой с инвалидностью.
Думается, решить проблему включенности людей с инвалидностью в жизнедеятельность страны мы сможем, когда каждый представит, что именно он внезапно остался без руки или без ноги, заболел сахарным диабетом или родил ребенка с тяжелой генетической болезнью. Это от твоего ребенка могут начать отворачиваться на улице. Это ты придешь устраиваться на работу юристом, а твою трудовую не примут не потому, что ты стал хуже соображать, а потому, что теперь ты передвигаешься не так, как другие. Это ты не сможешь выйти из квартиры, потому что ты сам когда-то спроектировал город, в котором тебе, заболевшему, не нашлось места. Как бы это жестоко ни звучало и как бы окружающие ни кричали "типун тебе на язык".
30 апреля, 2012