Эксперты "Стратегии-2020" отмечают негативные последствия широкого внедрения инклюзии: оно приводит не к равенству прав, а к потере детьми с особыми образовательными потребностями возможности получить соответствующее образование. О проблеме в интервью РИА Новости рассказал директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования Николай Малофеев.
- Николай Николаевич, инклюзивное образование получает у нас в стране все большее распространение. Однако эксперты говорят, что подчас это идет не на пользу, а во вред детям с ограниченными возможностями здоровья. В чем проблема?
- То, что дети с ограниченными возможностями здоровья учатся в условиях инклюзии, а в последние годы эта форма получает в России все большее распространение, конечно, не может не радовать. Смущают темпы, с которыми этот процесс разворачивается в последние три года. По данным Минобрнауки, более 50% детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучаются в обычных или коррекционных классах. Как оценить такой показатель? Предлагают ориентироваться на мировой опыт. Обратимся к ситуации в Евросоюзе. По официальным данным (SpecialNeedsEducation. CountryData, 2010), в условиях инклюзии в Исландии обучается 95,4% детей с особыми образовательными потребностями, в Англии - 50,2%, в Германии -17%, а в Дании только 5,9%. На кого будем равняться?
Другой вопрос, что у нас дети с ОВЗ обучаются в обычных или коррекционных классах, но ведь основной принцип инклюзии - никаких спецшкол и спецклассов. И не менее принципиальные вопросы можно множить. Вот почему я считаю, что попытка подмены специального образования тотальной инклюзией, её поспешное широкое внедрение могут привести к потере детьми с ОВЗ права получить образование, обеспечивающее их продвижение в психическом и социально-культурном развитии. Формальная инклюзия является скрытой формой дискриминации.
- А каковы условия успешного развития инклюзии?
- Это развитие служб раннего вмешательства, обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения каждого "включенного" ребенка, подбор соответствующих форм совместного воспитания и обучения для каждого ребенка с учетом особенностей его развития. Та или иная модель интеграции должна быть доступна и полезна ребенку. Естественно, при этом она не должна препятствовать получению качественного образования нормально развивающимся детям.
- Что отличает хорошую инклюзивную школу от работающей формально? Какими должны быть условия обучения в инклюзивной школе?
- Во-первых, пространственная безбарьерность. Все помещения учебного заведения должны быть приспособлены под особые нужды детей-инвалидов. Понятно, что у детей с нарушением зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата эти потребности разные.
Во-вторых, детский и педагогический коллективы, родительское сообщество должно быть готовы принимать "включенных" на равных. Не отворачиваясь, не сюсюкая, а "как всех".
В-третьих, хотя об этом следует помнить прежде всего, все учителя и работники учреждения должны ясно осознавать, в чем именно заключаются особые образовательные потребности каждого конкретного включенного ученика. Сегодня нередко слышу: "Я учу детей с ОВЗ". Переспрашиваю: "Если вы говорите, например, о детях с нарушениями слуха, то это - глухие? слабослышащие? позднооглохшие? имплантированные?" "Просто с ОВЗ"...Такая инклюзия не нужна!
- Какова судьба федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья? В своих интервью вы говорили о том, что без их введения инклюзия едва ли будет успешной.
- Они до сих пор не приняты. На днях, правда, комитет Госдумы по образованию провёл парламентские слушания, посвященные инклюзивному образованию. По итогам слушаний в частности предполагается активизировать работу по ФГОС начального образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Как работают сейчас спецшколы? Означает ли введение инклюзии их закрытие?
- Нет, конечно. Инклюзия, являясь сейчас ведущей тенденцией, не должна подменять собой систему обучения детей с ОВЗ в целом. Пока это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими - традиционными и инновационными. Согласно данным Минобрнауки, к концу 2011 года доля обычных образовательных учреждений, где созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов, составила 4,6% от общего их количества. К концу 2012 года показатель должен возрасти до 5,5%. Цифры радуют, но они же не дают оснований свертывать систему специальных школ.
Во многих регионах спецшколы, кстати, работают весьма продуктивно. Могу назвать только те, где побывал за последнее время и видел это своими глазами - в Псковской, Самарской, Ленинградской, Тюменской, Новосибирской, Курской, Нижегородской, Вологодской областях, Республике Чувашия и других.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.
18/04/2012
http://www.ria.ru/edu_analysis/20120418/629232639.html
18 апреля, 2012