Министерство образования и науки РФ организует пилотный проект по взаимодействию образовательных учреждений, организаций инвалидов и будущих работодателей для обеспечения доступности высшего образования для людей с ограниченными возможностями.
— В России есть опыт начального профессионального образования людей с инвалидностью. Созданы специальные группы обучающихся с ограничениями по здоровью. Но отсутствует опыт инклюзивного, без разделения по здоровью, образования инвалидов в вузах, — говорит представитель Минобрнауки. — Если пилотный проект себя оправдает, его можно будет распространить на всю Россию.
В пилотном регионе министерство планирует привлечь работодателей к оценке потребности в профессиях, доступных для инвалидов. Организации инвалидов поучаствуют в оценке образовательных учреждений на предмет доступности их инфраструктуры, построения образовательного процесса и программ. Преподавателей вузов обучат особенностям работы с инвалидами.
Также министерство планирует разработать информационно-консультационную систему для профориентации и содействия трудоустройству людей с ограниченными возможностями.
Глава профсоюза работников образования Андрей Демидов позитивно смотрит на инициативу министерства, но считает, что она потребует серьезных усилий и контроля.
— Это действительно большая проблема. И по этому направлению нужно работать. Я бы сделал больший акцент на будущее трудоустройство инвалидов, ведь работодателю проще нанять обычного человека, чем человека с ограниченными возможностями. Тут нужен либо кнут, либо пряник — или повышение пособия по инвалидности, или гарантированные рабочие места. Если этот вопрос будет решаться на государственном уровне и с привлечением работодателей, то это хорошо, — говорит Демидов.
Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский считает, что в данном сегменте образования нужно вести очень серьезную работу как с учебными заведениями, так и с работодателями, так как «сегодня уже не советское время, когда инвалидов распределяли на рабочие места».
— Если говорить честно, то детям с ограниченными возможностями почти нереально получить полноценное образование. Есть проблемы и с инфраструктурой учебных заведений, и с индивидуальными учебными планами. В школах апробируется система дистанционного обучения и аттестации, а вузы здесь очень сильно отстают. Даже заключенному проще получить образование, чем инвалиду, — говорит Адамский.
Ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров считает, что данный проект, безусловно, важен, но должно быть «разделение труда».
— Идея хорошая. Но должны быть условия для получения образования детей с ограниченными физическими возможностями. Но я считаю, что нужен не «универсальный вуз», где будут учить всех инвалидов, а разделение по «специализациям». Допустим, мы уже почти 30 лет обучаем слабослышащих и глухих, к нам приезжают западные коллеги для обмена опытом. Под каждый тип инвалидности нужно создать различные образы высшего образования и выбрать вуз, который будет работать по этому направлению, — объяснил Александров.
25 сентября, 2012