В настоящее время российская общественность и педагогическое сообщество активно вовлечены в обсуждение идей одного из приоритетных направлений системы образования – инклюзивного образования, когда в единый образовательный процесс вовлечены ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей.
Работа в этом направлении ведется и в Тюмени. Два года назад в Тюменском госуниверситете на базе Института психологии и педагогики заработал Международный компетентностный центр инклюзивного образования (МКЦИО). Он был создан в рамках гранта европейской комиссии Tempus и решает очень важную на сегодня задачу: готовит педагогов региона к работе в инклюзивной образовательной среде.
За 2 года сотрудники Центра провели сотни тренингов и курсов повышения квалификации по работе с детьми-инвалидами, с детьми из групп социального риска как в Тюмени, так и на юге области и в северных автономных округах, опубликовали десятки научных статей. Совсем недавно опытом своей работы они смогли поделиться с коллегами из стран ближнего и дальнего зарубежья и 28 городов России на Международном конгрессе практиков инклюзивного образования в Казани.
На открытом заседании Международной кафедры ЮНЕСКО Университета управления «ТИСБИ», заместитель директора МКЦИО профессор Наталья Малярчук говорила о «неготовности» педагогов к работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. В своем докладе она рассказала об основных направлениях работы тюменского Центра инклюзивного образования, проблемах, возникающих в процессе повышения квалификации педагогов, и о необходимости актуализации и активизации ресурсных состояний слушателей в процессе обучения.
Ноу-хау Тюменского госуниверситета – устройство для комфортного изучения азбуки Брайля «Сиолл» в рамках работы Конгресса продемонстрировал его разработчик – инженер МКЦИО Айдар Фахрутдинов. Аналогов технической новинки в мировой практике пока не существует. Уникальность электронного устройства в том, что при его помощи можно отправлять текст и аудиосообщения (упражнения, комментарии и т.п.) с модуля «Учитель» на модуль «Ученик», загружать в модуль «Ученик» конспект урока, удаленно проверять ход выполнения учащимся задания на модуле «Ученик» и др.
Результат сетевого взаимодействия с Центром инклюзивного образования ТюмГУ на Конгрессе представила преподаватель Тюменского государственного архитектурно-строительного университета Светлана Хромина, написавшая в соавторстве с Н. Малярчук монографию «Физическое воспитание студентов с ограниченными функциональными возможностями как компонент организации инклюзивной среды вуза». Описанная в монографии система физического воспитания обучающихся с ограниченными функциональными возможностями стала темой для разговора на одной из секций.
Другой опыт сетевого взаимодействия с Центром инклюзивного образования ТюмГУ озвучила директор тюменского Центра речевого и познавательного развития «Речь» Галина Криницына. Она отметила, что Центр «Речь» является своего рода «полигоном» для осуществления научных исследований студентов-дефектологов ТюмГУ. Разрабатываемые ими новые технологии коррекции логопедических и дефектологических нарушений сначала апробируются, а в дальнейшем внедряются в коррекционную работу ЦРиПР «Речь».
«На Конгрессе царила атмосфера открытости и душевной теплоты, – рассказывает Наталья Малярчук, подводя итоги поездки. – В течение двух дней мы обсудили ряд актуальных вопросов, связанных с развитием инклюзивных процессов в общем и профессиональном образовании, поговорили о государственной политике в области инклюзивного образования, о подготовке кадров для инклюзивного образования, формировании доступности образовательной среды и многом другом».
http://www.utmn.ru/presse/novosti/pedagogika/203476/
24 февраля, 2016