В Общественной палате (ОП) РФ состоялось первое публичное обсуждение законопроекта "Об основах социального обслуживания населения в РФ", разработанного Минздравсоцразвития РФ. После разделения министерства на два ведомства им занимается Министерство труда и социальной защиты РФ. В министерстве председателю Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елене Тополевой сообщили, что текущая редакция законопроекта - не окончательная, работа над документом продолжается, рассматриваются предложения, поступившие из регионов.
По словам Е. Тополевой, НКО выступают с критикой положений документа, Комиссия ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан подготовила аналитическую записку по концепции законопроекта. Заместитель председателя комиссии, председатель РОО "Право ребенка" Борис Альтшулер отметил острую необходимость создания нового документа. По его мнению, систему социального обслуживания отличает низкая эффективность - заказчиком и поставщиком социальных услуг является государство. Новый законопроект должен предусмотреть включение НКО и социально ориентированного бизнеса в сферу предоставления социальных услуг. Предполагалось, что после принятия закона увеличится зарплата сотрудников социальной сферы, улучшится материально-техническая оснащенность учреждений социальной сферы. В определенной степени законопроект эти задачи решает, считают в комиссии по социальной политике.
Однако принципы предоставления услуг остались прежними - социальное обслуживание будет организовано через систему государственных учреждений. Так, государственные учреждения (поставщики услуг) будут самостоятельно принимать решение о наборе услуг, предоставляемых гражданину, а органы власти (заказчики услуг) формировать государственное задание на оказание социальных услуг. В такой системе НКО нет места, утверждают эксперты Общественной палаты РФ. Они предлагают ввести в структуру социальной поддержки понятие "социальное сопровождение". Как пояснил Б. Альтшулер, система социального обслуживания в традиционном ее понимании станет частью целого комплекса мер. Воздействие на человека (семью) в трудной жизненной ситуации будет консолидированным - усилия органов власти, НКО и волонтеров объединятся.
Эксперты Общественной палаты предлагают пересмотреть концепцию законопроекта, заявил член палаты Иосиф Дискин. Он предложил указать, как будет осуществляться общественный контроль в системе социальных услуг, какие санкции предусмотрены за некачественные услуги населению.
Заключение по законопроекту "Об основах социального обслуживания населения в РФ" составили юристы Центра лечебной педагогики (ЦЛП) при поддержке Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. Юрист правовой группы ЦЛП Елена Заболоцкис заявила, что документ противоречит Конституции РФ и Конвенции ООН о правах инвалидов. По словам юриста, законопроект предъявляет к получателям социальных услуг жесткие требования. Так, получать услуги смогут только граждане, проживающие на определенной территории и имеющие определенный правовой статус (инвалид, пенсионер и т.п.). Например, при отсутствии статуса инвалидности гражданину могут отказать в реабилитационных услугах. При наличии заболевания, требующего лечения, гражданину могут отказать в социальном обслуживании (перечень таких заболеваний пока не составлен). Эти нормы законопроекта нарушают принцип равенства прав на получение социальных услуг, отметила Е. Заболоцкис.
Практически все статьи законопроекта в качестве поставщика услуг рассматривают государственные социальные службы. Какие-либо нормы, определяющие правила социального обслуживания для негосударственного сектора, отсутствуют. Беспокойство юристов вызвало положение законопроекта, по которому гарантии по видам и объему социальных услуг гражданам устанавливают субъекты РФ. Объем возможного бесплатного социального обслуживания тоже отдан на усмотрение регионов.
http://www.asi.org.ru/ASI3/rws_asi.nsf/va_WebPages/7D18899748BAD05144257A140031F71BRus
5 июня, 2012