Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья или приобретенная инвалидность в первые годы жизни становится тяжелым испытанием для семьи
Как обеспечить гармоничное физическое и духовное развитие «особенного» ребенка? Есть несколько правил, следуя которым можно решить эту проблему.
Слово – нашему эксперту, детскому психологу Артуру Воробьеву.
Принято считать, что отсутствие зрения, слуха или способности самостоятельно передвигаться делает ребенка несчастным, обрекает на пожизненные страдания. На самом деле инвалидность, как это ни парадоксально, является нормальной и естественной частью человеческой жизни.
В США и странах Западной Европы такое отношение к инвалидам формируют с четырех-пяти лет. Выпускаются специальные куклы на инвалидных колясках, куклы без рук или ног, куклы в черных очках и с белой тростью...
В начальной и средней школе для детей проводят специальные игровые тренинги. Всех учеников в классе обеспечиваютВ другой день весь класс на несколько часов погружается в мир инвалидов по зрению. Глаза детям завязывают черными повязками и учат их ориентироваться с белой тростью. Частью учебной программы массовых школ становится также изучение языка жестов, используемого глухими людьми. Зарубежный опыт интеграции детей-инвалидов направлен на то, чтобы показать «нормальность», «естественность» инвалидности. Такая психологическая установка очень помогает семьям, в которых воспитываются дети с особыми потребностями.
В последние годы во многих регионах нашей страны создаются общественные объединения родителей детей-инвалидов. Общаясь со своими товарищами по несчастью, родители приобретают ценный опыт обучения и развития детей. Можно получить консультации по взаимоотношениям с государственными структурами, социальными службами и благотворительными организациями. Не менее важен и психологический аспект: здесь встречаются люди, которые сталкиваются с одинаковыми проблемами. Таким образом собственные беды представляются не такими значительными.
Необходимо ли «особенным» детям обучаться в специальных учебных заведениях, ориентированных на профильную инвалидность (по зрению, слуху, опорно-двигательному аппарату и т. д.), или они могут ходить в обычные, массовые школы, вместе со своими здоровыми ровесниками? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. При многих заболеваниях посещение массовых учебных заведений вполне реально. Но в целом ряде случаев специальные учебные заведения жизненно необходимы.
На самом деле почти все виды инвалидности – за редким исключением – не являются препятствием для личного счастья. Нельзя «подрезать» подросткам крылья! Не говорите молодым людям, что из-за состояния здоровья им нужно отказаться от поиска своего «принца» или «принцессы»! Родителям необходимо помнить, что взрослеющая девочка на инвалидной коляске так же, как и ее здоровая ровесница, начинает проявлять интерес к косметике, хочет ярко одеваться, нравиться противоположному полу… Это совершенно нормальное и естественное явление!
Нередко в семьях с «особенными» детьми все внимание уделяется именно им. Родители забывают и о собственных интересах, и о своих здоровых детях…
Разумеется, состояние здоровья ребенка накладывает ограничения на жизнь семьи. И все же современные методики реабилитации, помощь социальных служб и благотворительных организаций, как правило, позволяет таким семьям вести нормальную, обыкновенную жизнь. Помните о том, что ваш «особенный» ребенок нуждается не только в уходе и заботе, но и в отдохнувших, счастливых родителях!
24 августа, 2012