Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия

Особое кино в Художественном

9-12 ноября 2012 г. в к/т «Художественный» (Москва) состоится Шестой международный кинофестиваль о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров». Милосердие.ру представляет обзорный гид по фестивалю.
Всего в конкурсной программе представлено 45 фильмов. С особенным удовольствием отмечаем, что некоторые из картин-участниц – наши давние знакомцы и любимцы: встречайте, в частности, комедию «Неприкасаемые» Накаша-Толедано и «Антон тут рядом» Любы Аркус, о которых мы уже здесь писали.
Но как составить гид по фильмам, далеко не все из которых, мягко говоря, мы видели – и которых всего около полусотни? Поскольку многих из потенциальной зрительской аудитории волнует не абы какая инвалидность, но та, к которой имеет отношение он сам или его близкие, мы решили распределить картины тематически. Деление это во многих случаях условное – и темы многих произведения значительно шире тех. что присвоены в нашей классификации.
Надеемся, гид будет полезен нашим читателям тем более, что на официальном сайте фестиваля какой-либо конкретной информации о представленных фильмах обнаружено не было. Кроме того, к моменту подготовки этого выпуска расписание показов также было в стадии уточнения.

1. Аутисты тут рядом

«Антон тут рядом» получил многочисленные призы по миру и продолжает кататься по городам и весям, собирая награды и овации. Другой фильм с участием аутистов и не менее триумфальной судьбой – американская лента «Бедолаги и Болтуны» (Wretches & Jabberers, 2011). Это третий, и тоже документальный, фильм Жеральдин Вюрцбург – несколько провокационная хроника путешествий двух аутистов Трейси и Ларри, полная приключений и комизма.

Не всем аутистам, однако, так весело живется, как Трейси и Ларри. Получасовая норвежская картина «Беспокойный ребенок» (The Humming child, 2011) Хайди Сандби повествует совсем о другом путешествии –матери и одновременно режиссера фильма – во внутренний мир своей дочери Агнес в попытке установить с ней контакт.

2. С лишней хромосомой

Недавно мы писали об одной картине, посвященной семейной паре с синдромом Дауна. Среди фильмов «Кино без барьеров» ее нет, но есть четыре других.

Три короткометражных: «Ваш выход» Бориса Кольнера (Россия, 2011) – о знаменитом московском «Театре Простодушных»; «Джек Блонд» (Jack Blonde, 2008) Ребеки Коли – об одноименном мальчике, восхищающемся Джеймсом Бондом и решившем доказать, что он сам – не хуже агента-007, и «Желток» австралийки Стефан Лэнс (Yolk, 2007) – о беззащитной в сущности девушке с синдромом Дауна, которая сама ищет тех, кому нужна ее помощь. И – один полный метр: «Друзья» бразильца Марчело Галвайо (2011) – про трех друзей, сбежавших из интернета, чтобы воплотить в жизнь свою мечту. Как и бывает в таких случаях, побег становится главным событием в жизни каждого из них.

3. Имеющие глаза

Пока норвежка Хайди Сандби ищет контакт со своим ребенком, тысячи родителей по всему свету об этом и не помышляют. В частности, вовсе не так гуманно складываются отношения между родителем и ребенком в немецкой драме «Моника» Кристиана Вернера (Monika, 2011). Мать слепнущей Моники с трудом переносит вид своей беспомощной 20-летней дочери, в то время как та вынуждена бороться за свою независимость.

Счастье – это не только, когда тебя понимают. Счастье – когда ты не одинок, а окружен единомышленниками и собратьями, хоть и по несчастью. Что значит «отважиться влиться в море невидимых тебе людей, пережить вместе с ними собственные падения и взлеты»? Об этом – американские «Блистающие в ночи» Эдварда Старосельского (Shining in the Dark, 2011) , посвященные слепым музыкантам, которые приняли решение жить полной жизнью, то есть вопреки общепринятым страхам и почти неминуемым потерям.

Здесь же отметим и картину о другом ансамбле – с музыкантами, отлично слышащими, но страдающими умственной недостаточностью. Полнометражный «Панк-синдром» (The Punk Syndrome, 2012) финна Юкки Каркайнена (2012) – настоящая, как ее определяет автор, сага о последней настоящей панк-группе на Земле.

Согласно латинской пословице, «в стране слепых одноглазый – король». Социальный подход к инвалидности оспаривает данную логику. Если общество построено так, что незрячие люди являются нормой и полностью в него встроены, на этом месте может оказаться человек со зрением, который почувствует себя неполноценным. Во всяком случае, на этом настаивают короткие анимационные фильмы, из которых состоит 4-минутный сборник «На земле незрячих» Дрю Мортон (In The Land Of The Blind, год не указан).

4. Имеющие уши

На тему, близкую процитированной пословице, иными словами – не столько об инвалидах, сколько об обществе вообще – снят полнометражный израильский фильм «Голоса из Эль Сайеда» (Voices from El-Sayed, 2008) Одеда Адоми Лешема. В живописной пустыне Негев расположена деревня бедуинов Эль Сайед, а в ней – наибольший во всем мире процент глухих людей по отношению к слышащим. Тем не менее, здесь вы ни у кого не увидите слуховых аппаратов, потому что в Эль Сайед глухота вовсе не считается инвалидностью. Царство тишины, однако, нарушает местный житель Салим, решившийся изменить судьбу своего сына посредством операции по установке кохлеарного имплантата – биочипа, позволяющего вернуть слух некоторым неслышащим людям.

Многогранная проблема общения людей с нарушениями слуха находится и в центре другой картины – «Подарок» Александра Гениевского (The Gift, 2011) . Как и в «Голосах из Эль Сайеда», здесь также заходит речь о кохлеарных имплантах, по поводу которых в среде глухих нет однозначного мнения, и о коммуникационных барьерах вообще. Фильм Гениевского, впрочем, не сводится к этим проблемам, представая скорей историей о добре, любви и трагикомических обстоятельствах человеческой жизни.

Трагикомична и российская история «Курьезы глухих путешественников» Павла Родионова (2011) . Сюжет основан на реальных событиях и показывает различные ситуации, случившиеся с неслышащими путешественниками – студентом, пенсионеркой и другим нашим соотечественникам с нарушениями слуха. Самолет вот-вот поднимется в воздух без тебя? Заблудился в незнакомом городе, а спросить не у кого? «Обычные», то есть здоровые люди даже не представляют себе, с какими трудностями, смешными и не очень, приходится сталкиваться слабо слышащим людям.

В трехминутной (!) комедии «Неслышащий Грабитель» (Deaf Mugger, 2010) Уильяма Магера трагикомедия существования глухого в мире звуков переходит в откровенный абсурдизм. Происходит ограбление, причем грабитель – необычный преступник, явно участвовавший в преступлении не по доброй воле. Правоохранительные органы предоставляют людям с нарушениями слуха услуги переводчика или человека, делающего за них записи. В результате Бен Грин – писатель и актер в данном фильме, работавший переводчиком в фирме «Видеть. Слышать» – вообразил, что, по всей видимости, глухим преступникам также должны быть предоставлены равные возможности.

Две короткометражных ленты – российская «Быть или не быть?» Владимира Людомира (2011) и английская «Моя Песня» Уильяма Магера (My Song, 2011) рассказывают о людях, стремящихся освоить любимые искусства и профессии. Российский рабочий, живущий в провинциальном городе, в свободное время репетирует на сцене тамошнего ДК роль Гамлета, а жительница Великобритании Эллен учит язык жестов, чтобы принять участие в конкурсе жестовой песни.

Еще одна картина израильского производства (совместно с США) – «Ингелор» (Ingelore, 2009) Франка Стайфеля – заметно отличается от большинства других фильмов-участников фестиваля тем, что повествует не о проблемах инвалидности, но о большой истории XX века. Цитируем пресс-релиз: «Смешение повествования от первого лица на разговорном английском и американском жестовом языке с архивными съемками, реальными историями и воссозданием событий. Этот фильм - выдающаяся и жизнеутверждающая история личностной и эмоциональной свободы из уст уникального рассказчика, который, невзирая на глухоту, красочно воспроизводит ужас и растерянность от восхождения Третьего Рейха».

5. О темноте и тишине

Как минимум две картины фестиваля посвящены самым, вероятно, трудным, почти недоступным обыденному сознанию инвалидам – слепоглухонемым людям. Это «Дом, где согреваются сердца» Владимира Крупенникова (2011) о Сергиево-Посадском детском доме, и японо-корейская «Планета Улитки» (Planet of Snail, 2011) о сокровенном мире главного героя, собравшая повседневные сцены из жизни героев как некое почти волшебное таинство.

6. Как без рук

К этому сегменту можно отнести довольно внушительную часть конкурсной программы. Здесь представлены самые разные фильмы, но по большей части все они – о терпении и преодолении.

Британский короткий метр «Море мне напоминает» Рэя Джакобса (Sea Reminds Me, 2012) рассказывает о парализованном молодом человеке, потерявшем отца и с большим трудом переносящем горькую утрату.

С уже упомянутыми французскими «Неприкасаемыми» , отчасти перекликается канадская почти-комедия «Мун Пойнт» (Moon Point, 2011) Шона Цистерны про поездку непритязательного молодого человека в фургоне, прицепленном к электрической инвалидной коляске друга.

Два долгих мучительных года понадобилось Кинне – 30-летней шведской актрисе, чтобы вновь научиться говорить, читать и писать после кровоизлияния в мозг («Новая Кинна» / The New Cinna, режиссер Йохан Палмгрен, 2008) .

Лия из французской короткометражки «Золушка с левой ноги» Бенжамина Лехрера (2009) была бы самой обыкновенной девушкой, если бы не пластиковая нога. На фоне проблем большинства остальных персонажей «Кино без барьеров» ее дилемма выглядит почти смехотворной: что надеть на вечеринку к Марии? Впрочем, вскоре оказывается, что это не единственное препятствие, которое ее сегодня ждет.

Но особенно внушительно представлены фильмы с участием паралимпийцев.

«Моя Самая Замечательная История» Сары Мирьям Пуазон (Франция, 2010) о Тибо Стоклин – фактически безногом с рождения человеке, освоившем верховую езду и приближающем исполнение своей мечты - участие в лондонских Паралимпийских играх 2012 года.

«Двумя Колесами на Земле» итальянцев Андреа Баретти и Карло Превости – о пути итальянской национальной баскетбольной команды юношей и девушек на колясках и путь этой команды к первенству Европы.

«Золотая Николь» Елены Подроманцевой (Россия, 2011) о Николь Родомакиной – надежде паралимпийской сборной России по легкой атлетике среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. В свои шестнадцать Николь стала лауреатом акции «Народное признание» и завоевала три золотые медали на чемпионате мира.

Не менее впечатляющим выглядит и упорство Криса Уоддлера из героического байопика «Одна Революция» (One Revolution, 2012) американки Аманды Стодард – про альпиниста с параличом нижних конечностей, сумевшего без посторонней помощи покорить Килиманджаро.

7. Что делать

В этой главке собраны картины, которые в силу их стремления осмыслить проблемы инвалидности во всем их масштабе, не приписать сходу по предыдущим ведомствам (притом что многие фильмы оттуда могли бы прекрасно смотреться и здесь).

Так, в полнометражном фильме Дэна Хабиба «Кому нужна Kелси?» (Who Cares About Kelsy? 2012) речь идет о героине с диагнозом СДВГ и синдромом аутоагрессии. Она была «любимицей (poster-child) неблагополучных подростков», сообщает пресс-релиз, – «до тех пор, пока не столкнулась с новыми подходами в воспитании подростков с эмоциональными и поведенческими нарушениями».

Дискуссионная семиминутная миниатюра Зайнап Батукаевой «Встать и идти» (2011) утверждает, что встать и идти невозможно без помощи всего общества в целом – даже самые любящие родители не смогут справиться с этой задачей для своего чада.
Выше мы писали про фильмы, посвященные людям с инвалидностью (слуховой и ментальной), собравшим свои музыкальные коллективы. «Без границ» (Beyond Border, 2012) бельгийца Брехта Ванмерхея повествует о схожей компании, из троих друзей-инвалидов перебравшихся в Бельгию из своей родной страны с целью более полной социальной реабилитации.

Еще один, менее геополитический, но не менее лирический 19-минутный фильм иранского режиссера Шахрияр Пурсейдян «Когда загорается луч света» (When A Ray Of Light Shines, 2009) показывает жизнь двух инвалидов – Митры (инвалидность не указана) и ее глухой сестры. «Они нужны друг другу. Это фильм об их отношениях, о том, что им удается достигать благодаря поддержке друг друга».

Многие авторы задумываются над тем, что общество должно сделать для того, чтобы выправить ситуацию с «альтернативной частью человечества». Эрик Нюдель в картине «Жизнь стоит того, чтобы жить» (Lives Worth Living, 2011) частью мифологизирует, частью документирует, с привлечением редких архивных кадров, историю борьбы вокруг американского законодательства за права инвалидов, – ту самую, что принесла в итоге равные права для всех граждан США.

Некоторые идут еще дальше. 13-минутный фильм Откройте глаза Адолфо Мора ставит вопрос «Что такое нормальность?» Этот простой вопрос волнует одиннадцатилетнего Пончина, который ищет на него ответ в играх с друзьями.

И наконец, 7-минутный фильм «Один Вопрос» (One Question, 2011) американца Энтони Ди Сальво состоит из опроса тридцати пяти человек с различными нарушениями развития. Все они отвечают на один и тот же вопрос: «Если бы Вы могли изменить в себе только одну вещь, что бы это было?»

http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=20&s=30&id=17952

 

9 ноября, 2012