Но, как говорится, нет предела совершенству. В этом году власти обещают разработать "дорожную карту" дальнейшего роста минимальной зарплаты и доведения ее до прожиточного минимума, который сейчас почти на две тысячи рублей выше.
Хотя по законодательству эти величины должны быть равны, по прогнозу Минтруда, они сравняются только к 2018 году. Но профсоюзы выступают за более скорое решение вопроса. Так или иначе, рост зарплаты - тема предстоящих дискуссий на площадке Госдумы и в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).
Напомним, что помимо общего для страны порога минимальной зарплаты, регионы могут устанавливать свою грань МРОТ (не ниже федерального уровня). В Москве, например, "минималка" более чем в два раза выше, чем "федеральная" - в 2014 году она составит 12,2 тысячи рублей.
Что касается рынка труда, то больших всплесков безработицы в новом году не ожидается. По словам главы Роструда Всеволода Вуколова, работодатели заявили о сокращении в 2014 году 200 тысяч работников, но эта цифра - традиционная, она повторяется из года в год и, как правило, люди на улице не остаются и быстро находят себе применение, отметил он. Но предположил, что в течение года могут поступить уведомления о "дополнительном" сокращении кадров на предприятиях, в общей сложности работу могут потерять примерно на 50 тысяч человек больше, чем в предыдущем году - из-за предстоящей модернизации предприятий. Но это некритично для рынка труда, считает он.
Также, по мнению Всеволода Вуколова, в наступившем году не состоится передача полномочий госинспекций по труду регионам (а об этом власти заговорили год назад), так как это преждевременная мера."Мы уже передали полномочия по занятости два года назад. А теперь все чаще слышим - верните их назад на федеральный уровень, потому что центры занятости превратились в органы учета безработных", - сказал он журналистам.
Кстати, в этом году службы занятости не получат поддержку из федерального бюджета, все программы занятости придется оплачивать региональным бюджетам. Это касается, в том числе, регионов с напряженной ситуацией на рынке труда. Если в прошлом году федеральный бюджет выделил им более миллиарда рублей на "антикризисные" программы занятости. То в этом году единственное, на что могут рассчитывать субъекты - как благополучные с точки зрения ситуации на рынке труда, так и не очень - это на мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов на специально оборудованные для них рабочие места. Работодателям, как и прежде, будут компенсировать затраты на оснащение такого места, и деньги на это выделит государственная казна.
А вот проект постановления правительства "О реализации новых мер в сфере занятости населения в 2014-2016 годах" пока в силу не вступил. Но год только начинается, так что все впереди. В нем предполагается выделение средств регионам на новые меры занятости. Планируется дать хорошие "подъемные" людям, которые будут переезжать из моногородов в более благополучные города и поселки. А также - молодым специалистам, которые согласятся поехать жить и работать на Дальний Восток или в Сибирь.
Не приняла в третьем чтении Госдума и закон о запрете заемного труда, хотя два чтения документ давно прошел. Он должен был запретить подмену трудовых договоров гражданско-правовыми, а также запретить схемы, когда человек числится работником одного предприятия, например, агентства занятости, но при этом попадает в распоряжение совсем другого работодателя и выполняет вовсе не те функции, которые прописаны в его трудовом договоре. Как ранее говорил один из авторов законопроекта депутат Госдумы Михаил Тарасенко, бывает что человек направляется в том числе и на выполнение вредных или опасных работ, но не получает при этом ни надбавок, ни компенсаций, ни специальных отпусков и досрочной пенсии, поскольку официально числится работником "безопасного" агентства. При этом законопроект не должен распространяться на аутсорсинг - это когда предприятие, скажем, бухгалтерского профиля или клинингого, берет на обслуживание другую компанию. Законопроект вызвал немало нареканий со стороны работодателей, в связи с чем, по мнению экспертов, и тормозится его принятие. Однако авторы рассчитывают, что в этом году он все-таки будет принят.
1 января, 2014