С 1 сентября текущего года произойдет переход на новые образовательные стандарты в сфере образования детей с инвалидностью и ОВЗ.
Люди с инвалидностью не балласт общества, это часть драгоценного человеческого капитала. Об этом заявил сегодня на пленарном заседании Международного конгресса практиков инклюзивного образования, который открылся на площадке университета управления ТИСБИ, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию, вице-президент Всероссийского общества слепых Олег Смолин.
Как рассказал депутат, в Госдуме обсуждается предложение о том, чтобы финансирование обучения студентов с инвалидностью за счет бюджетных средств было не в том же объеме, как прежде, а с коэффициентами. «Мы убеждены, что студент с инвалидностью, обучающийся в государственном или частном вузе, должен получать поддержку государства. У нас все дети – студенты России независимо от того, в каком вузе они учатся», – сказал он.
По словам О.Смолина, на данный момент в Министерстве образования и науки России разрабатывается федеральный законопроект о внесении изменений в закон об образовании в РФ, который будет касаться обучения студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). «В частности, считаем, что социальные стипендии для студентов-инвалидов должны быть увеличены как минимум в полтора раза. Также для них должны быть предусмотрены определенные целевые места в магистратуре и льготное поступление туда», – отметил он.
По мнению депутата Госдумы, обе системы – инклюзивного и коррекционного образования – должны сосуществовать. «В определенном смысле коррекционные учебные заведения могут стать ресурсным центром инклюзивного образования, поскольку есть подготовленные педагоги, накоплен определенный опыт», – подчеркнул он.
«По данным Министерства образования и науки РФ, за последние годы были закрыты около 280 коррекционных школ и детских садов. Мы предлагаем, чтобы реорганизация по ликвидации такого учебного заведения была возможна только с согласия родителей. Инклюзия – это не просто совместное обучение детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья с обычными детьми, а в специально созданных условиях», – добавил спикер.
Он также заметил, что в России предполагается создать специальные ресурсные центры как в области профессионального инклюзивного образования, так и в сфере высшего инклюзивного образования по подготовке специалистов и педагогов. «Мы имеем много талантливых специалистов из числа ребят с инвалидностью. Меня заверяет руководство МГТУ имени Н.Баумана, что средний уровень «бауманского» выпускника-инженера с инвалидностью по слуху выше среднего уровня подготовки обычного выпуска этого вуза. Также люди с инвалидностью по зрению – самые читающие в стране. Это, как утверждают специалисты, одни из лучших массажистов в стране. Среди выпускников с инвалидностью по зрению более 200 человек стали кандидатами и докторами наук», – констатировал Олег Смолин.
В свою очередь директор Института коррекционной педагогики РАО, академик Российской академии образования Николай Малофеев подчеркнул, что министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов поставил задачу на этот год создать условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов в более чем 20 процентах российских школ. «Важен обмен отечественным и международным опытом инклюзии. Татарстан накопил богатый опыт инклюзивного образования», – высказался он.
Н.Малофеев напомнил, что с 1 сентября текущего года планируется переход на новые образовательные стандарты в сфере образования детей с инвалидностью и с ОВЗ. «Планируется ввести федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На этот стандарт перейдут первоклассники. Также речь идет о создании новых учебно-методических пособий, новых подходов», – проинформировал он присутствующих.
Как сообщил ответственный секретарь комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, заместитель директора Департамента международных организаций Министерства иностранных дел РФ Григорий Орджоникидзе, в настоящее время разрабатывается дорожная карта по развитию качественного инклюзивного образования для детей.
«Когда мы говорим об инклюзивном образовании, то думаем о том, как адаптировать ребенка-инвалида, молодого человека в учебном заведении. Важно, как к нему будут относиться окружающие его люди. Также необходимо создавать особые условия для таких людей, доступную среду. Преподавателей ожидает новая большая профессиональная нагрузка», – заключила заместитель Председателя Государственного Совета РТ Римма Ратникова.
http://www.tatar-inform.ru/news/2016/02/15/491741/
16 февраля, 2016