Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия

В школах вводят инклюзивное образование

К концу года в 750 российских школах будут созданы комфортные условия для обучения детей-инвалидов

В новом законе "Об образовании" будут тщательно прописаны все положения по инклюзиву.

Минобрнауки утверждает, что к 2015 году детей-инвалидов примут в 10 000 обычных школах. В учебных заведениях будут созданы условия для безбарьерной среды. Согласно данным ведомства, которые были представлены на парламентские слушания в комитет по образованию Госдумы, пока такие условия есть только в 300 школах в разных российских регионах. Там комфортно могут учиться обычные дети и дети с ограниченными физическими возможностями.

К концу 2012 года в России будет уже 750 таких школ. Всего же на развитие инклюзивного образования из федерального бюджета до 2015 года выделят 9 млрд рублей.

Строго говоря, по закону ребенка с ограниченными возможностями, например, колясочника, или страдающего ДЦП, родители имеют право записать в любую близлежащую школу. Но если при входе нет пандуса, дверные проемы слишком узкие, а класс расположен на втором этаже, учеба становится невозможной. Но как изменить санпины, другие нормативы и требования, и сделать детские сады и школы, которые строились по типовым проектам, более удобными для инвалидов?

В трех российских регионах - Пермском крае, Свердловской и Псковской областях - были проведены социологические опросы родителей, учителей и учеников с ограниченными физическими возможностями. В итоге появились рекомендации, которые сейчас проходят экспертизу у специалистов и, видимо, будут переданы регионам.    

Просторные классы, широкие двери и пандусы - только малая часть того, что необходимо для развития инклюзивного образования. По словам председателя думского комитета по образованию Госдумы Александра Дегтярева, в законодательстве не прописана возможность предоставления детям вариативного обучения в школе, а также есть проблемы с детьми, которым официально не установлена инвалидность, сложности с методическими документами для инклюзии. "Ряд проблем связан с тем, что часть детей-инвалидов признаются необучаемыми. Иногда неспособность к обучению определяется, например, у детей с умеренной умственной отсталостью, хотя методическими документами предусмотрена возможность обучения таких детей" - подчеркнул Дегтярев.

Обучение детей с особыми запросами невозможно в обычной школе без помощи тьюторов. Их правовой статус тоже до сих пор не определен. Не ясно, какой диагноз считается основанием для того, чтобы ребенку был выделен тьютор. Непонятно, как должна высчитываться нагрузка тьютора. Все эти детали должны быть учтены в проекте нового закона "Об образовании".

Александр Волков, директор школы 169, Москва:

- Мы уже шестой год работаем с детьми-аутистами. Три года назад мы встали на путь инклюзивного образования этих детей. И в следующем учебном году уже в рамках полной инклюзии дети впервые после диагностических работ пойдут в обычные классы. Мы понимаем, как остро нужна ранняя диагностика с обязательным прогнозированием и рекомендациями. В рамках инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра проблематично говорить о работающем одном каком-то специалисте в классе. Должна работать команда. И необходимо внести коррективы в программы в педагогических вузах. Нормы количества обучающихся в инклюзивном классе надо изменить.

http://www.rg.ru/2012/04/19/inclusiv-site.html

19 апреля, 2012