В Госдуме РФ 12 апреля прошли парламентские слушания "Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ: проблемы отрасли и общества", организованные Комитетом Госдумы РФ по образованию. В них приняли участие депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, представители Минздравсоцразвития РФ, Минобрнауки РФ, Счетной палаты РФ, Генеральной прокуратуры РФ, аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, федеральных и региональных органов управления образованием, учреждений образования более чем из 60 субъектов Федерации, общероссийских общественных организаций инвалидов, экспертного сообщества и родительской общественности.
По данным Минобрнауки РФ, более 50% (239 тыс.) детей с ограниченными возможностями здоровья учатся в обычных или коррекционных классах общеобразовательных школ. Так, в 2011-2012 году в обычных классах получает образование 127, 7 тыс. детей, еще 111, 4 тыс. детей посещают коррекционные классы. Также 204,2 тыс. детей-инвалидов находятся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях; 45 тыс. детей получают домашнее образование и 17 тыс. - не учатся вообще.
Замдиректора Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки РФ Сергей Вителис отметил, что современное общество осознает - дети должны учиться вместе. Также он подчеркнул, что нормы действующего законодательства в целом не препятствуют инклюзивному образованию детей. Однако на практике, по его словам, реализация инклюзивного образования сталкивается с серьезными препятствиями, в частности, с отсутствием безбарьерной среды. По данным чиновника, сегодня только 5% российских школ готовы принятьдетей-инвалидов. Кроме того, многие педагоги незнают, как работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Однако Вителис уверен, что вместе с развитием инклюзивного образования надо сохранить специальные образовательные учреждения.
Сегодня в вузах обучаются 15 тыс. студентов-инвалидов. По данным директора Департамента науки, образования и кадровой политики Минздравсоцразвития России Вадима Егорова, также дети-инвалиды могут продолжить образование в 11 учреждениях среднего профессионального образования. Таким образом трудоустраиваются до 90% инвалидов по слуху и зрению. Кроме того, в 2011 году 26 инвалидов по слуху и зрению поступили в медвузы. Как рассказал Егоров, они обучаются в обычных группах, используя специализированное программное оборудование. Однако чиновник считает, что для таких студентов должны быть разработаны адаптированные курсы, так как они получают повышенную психологическую нагрузку.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья, заслуженный врач РФ Татьяна Яковлевна отметила, что дети-инвалиды растут в каждой десятой российской семье. Она согласна с тем, что в обычных школах необходимо создавать условия для обучения детей-инвалидов. Однако отметила, что во многих региональных школах, построенных по проектам 1960-х годов, технически невозможно реализовать программу "Доступная среда".
По мнению депутата, задачу инклюзивного образования нужно решать в комплексе. Так, Яковлевасчитает необходимым определить правовой статус учителей-тьютеров, которые будут помогать детям-инвалидам осваивать учебную программу. Также она отметила, что в системе образования до сих пор отсутствуют федеральные государственные образовательные стандарты для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих и других учащихся, имеющих специфические заболевания. И считает необходимым разработать и утвердить государственные образовательные стандарты для обучающихся в специальных коррекционных школах.
Глава Детского фонда ООН (UNICEF) в России Бертран Бейнвель подчеркнул, что российскому обществу стоит развивать инклюзивное образование для того, чтобы каждый человек мог реализовать свой потенциал. Эксперт считает, что тратить средства на развитие системы специального образования, включая содержание зданий школ-интернатов, не стоит. Для эффективного внедрения системы инклюзивного образования в России он предложил России ратифицировать Конвенцию ООН о правах инвалидов, а также ввести в действие механизм борьбы с дискриминацией и обращения в случае нарушения права на инклюзивное образование в законе об образовании. Помимо этого, по его мнению, необходимо готовить специалистов – педагогов, их помощников, психологов – для работы в инклюзивных детских садах и школах, которые будут прикладывать усилия к развитию способностей каждого ребенка, а не исправлять его "дефекты/недостатки".
http://www.asi.org.ru/ASI3/rws_asi.nsf/va_WebPages8CD76B53CBAA5CA4442579DE004937DCRus
12 апреля, 2012