Новые станции петербургского метро «Международная» и «Волковская» вполне пригодны для передвижения инвалидов-колясочников – физически сильных, сопровождаемых добрыми друзьями и, разумеется, не в час пик. В других случаях на станции лучше не соваться. В чем убедился «Мой район», проведя эксперимент.
Павел Запорожец повредил позвоночник в результате бытовой травмы и вынужден был из инженера превратиться в диспетчера. Он работает, хоть и не может ходить, и ведет очень активную жизнь: занимается спортом (баскетбол на инвалидных колясках), ездит за границу, катается с семьей за город. Если бы не машина, в его жизни было бы куда меньше радостей, несмотря на то, что наш общественный транспорт вроде бы пытаются сделать пригодным для инвалидов. «Мой район» объехал вместе с Павлом новые станции метро «Волковскую» и «Международную», чтобы оценить: удобно ли ими пользоваться инвалиду на кресле. По словам нашего испытателя, только один пандус – у «Международной» - был сделан по ГОСТу. У него небольшой уклон – около 12 градусов, есть поручень. Другие пандусы обычно круче.
Чтобы попасть на «Международную», если ты на машине, нужно заехать на паркинг, спуститься на лифте на первый этаж торгового комплекса, выйти на улицу и зайти в вестибюль. В принципе, ничего сложного. Жаль, конечно, что нет полноценной перехватывающей парковки, а паркинг бесплатный только на два часа. И въехать на паркинг оказалось проблемой, потому что автомат с кнопкой для подъема шлагбаума находится по левую сторону от водителя, а машина у Павла – праворульная. Выйти и обежать машину он не мог.
«Частная проблема, конечно, - говорит Павел. - Но в Австралии такие автоматы стоят по обе стороны. Потом было несколько порожков высотой около 6 см, хотя для инвалида все, что выше двух сантиметров – некомфортно. Потом удобный пандус ко входу. В вестибюле «Международной» было пусто. Когда Павел Запорожец опустил жетон и попытался проехать через распашные двери к эскалатору, двери не открылись.
Стоит отметить, что правила перевозки в метро «маломобильных групп населения» были разработаны около года назад. Правила эти такие. Проход осуществляется через турникет номер один – где положено проходить с большим багажом. Спуск-подъем – только на резервном эскалаторе. Сопровождающих – как минимум двое, а если инвалид путешествует в одиночку, то помогут человек из эскалаторной службы и кто-то из пассажиров. В идеале – инвалид перед путешествием должен звонить в информационно-справочную службу (301-97-00) и спрашивать, работает ли на нужной станции резервный эскалатор. И если окажется, что нет или он занят (старая станция, час пик) – придется ехать на такси.
В нашем случае сотрудники эскалаторной службы открыли проход только после запуска резервного эскалатора, на что ушло минут пять. Двигался он с той же скоростью, что и соседний. Въезжать в вагон, как и ожидалось, было трудно, разве что с разбега.
Все это Павел проделывал в одиночку, отказываясь от помощи. Служащие на станции велели нам, сопровождающим, стоять внизу от коляски и блокировать ее возможное «несанкционированное перемещение». Колеса были, конечно, заблокированы, но сам Павел вцепился руками в поручни, и выглядело это пугающе. Хоть и знаешь, что коляска сама не поедет и вниз не сорвется. Хорошо хоть, станция новая и поручни едут с такой же скоростью, что и эскалаторная лента.
Правила пользования метрополитеном для инвалидов вывешены на сайте метрополитена и более нигде. Это выяснилось, когда наша инспекция прибыла на «Волковскую». Вот уж где была по-настоящему трэшевая ситуация. Как известно, чтобы попасть от вагона к эскалатору, на «Волковской» (и не только) требуется еще пройти по лестнице с 12 ступеньками. Полозья для подъема коляски там есть. Но если у пандуса уклон должен быть 12 градусов, то уж у обычной-то лестницы – он градусов 45. Перехватывая руками поручни, Павел втягивал коляску наверх, отказываясь от помощи отзывчивых пассажиров. На середине он сдался и позволил его довезти. И это тоже было тяжело, все-таки 60-70 килограммов, а лестница достаточно крута.
Теперь представьте, каково по ней спускаться вниз. Тут двигателем не затормозишь, а юзом - опасно.
На въезде на эскалатор у нас приключился небольшой скандал со станционными дежурными. По правилам, мы должны были вызвать из будки «смотрителя», которая дала бы наверх команду пустить резервный эскалатор, подождать его запуска, встать и поехать, а не заезжать на эскалатор общего пользования, пусть и пустой. Опять-таки: а вдруг наверху коляска не удержится и сорвется вниз, где уже появятся пассажиры. Так уж получилось, что мы этого правила не знали. Дежурная на станции по имени Светлана заявила, что правила проезда для инвалидов висят при входе, у всех на виду, и сейчас она покажет конкретно тот пункт, где про это написано. Увы, в типовых метрополитеновских правилах он почему-то отсутствовал. А можно ли требовать у инвалида, который метро пользуется эпизодически, чтобы он перед каждой поездкой заходил на сайт метрополитена и читал новые правила? Наверное, можно, только кто же будет это делать.
Пандус на выезде с «Волковской» нам тоже не понравился, но главное, что он был. Правда, за те деньги, которые по смете были потрачены на его сооружение, было вполне по силам выстроить спуск с положеным по ГОСТу уклоном.
Известно, кстати, что в Петербурге 11 тысяч инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках. «На новых станциях условия для них создаются, но если в точке А есть пандус и лифт, то не факт, что все это есть в точке В. А метро-то служит как раз для того, чтобы соединять эти две точки. В городе полно станций, куда инвалиду не попасть в принципе, если он только не умеет ездить по перилам.
«Сам я недавно переехал в новую квартиру, - говорит Павел. - И строители обещали, что пандус при въезде в подъезд обязательно будет. Так я четыре года судился за то, чтобы его сделали наконец. Вот вам и дом по современным стандартам21 февраля, 2013