Вопросы создания безбарьерной среды в донской столице обсуждались участниками заседания Палаты общественных организаций, работающих с инвалидами, Консультативного совета общественных объединений и органов местного самоуправления Ростова-на-Дону.
В совещании, которое провел заместитель главы Администрации города по организационно-правовым и кадровым вопросам Виктор Фомин, приняли участие депутаты городской Думы, руководители отраслевых органов Администрации города, представители общественных организаций, работающих с инвалидами.
Как отметил, открывая встречу, председатель Ростовской общественной организации инвалидов Всероссийского общества инвалидов Первомайского района Леонид Прокопьев, забота об инвалидах – это неотъемлемый элемент социальной культуры любого общества. Сегодня в нашей стране создана нормативно-правовая база, позволяющая учитывать интересы граждан с ограниченными возможностями. При этом далеко не всегда используются меры административного воздействия за несоблюдение требований доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности.
Это показали проверки абонентских пунктов ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» (пр. Шолохова, 14), АО «Ростовводоканал» (ул. М. Горького, 293) и ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону».
- Перед зданиями ресурсоснабжающих организаций отсутствуют парковочные места для инвалидов, имеются ливневые стоки, не закрытые решеткой и высокий бордюр, - сообщил Леонид Прокопьев. - Кроме того, в зданиях нет кнопок вызова специалиста, а стойки приема посетителей очень высоки, что затрудняет общение инвалидов с оператором.
Представители ресурсоснабжающих организаций пообещали устранить выявленные нарушения. Более того, Ростовский Водоканал уже исправил часть указанных недочетов - создал парковочное место для автомобилей с ручным управлением, закрыл решеткой ливневую канализацию и выложил на тротуаре тактильную плитку.
Различные изъяны были выявлены представителями общественных организаций и в ходе осмотра объектов дорожной инфраструктуры. В поле зрения проверяющих попали подземные переходы на пр. Нагибина и пр. Шолохова, а также остановочные комплексы и пешеходные переходы в центре города.
В подземных переходах, по словам Леонид Прокопьева, были закрыты подъемники для инвалидов на колясках, не работала кнопка вызова специалиста, а пандусы для спуска или подъема для инвалидной или детской коляски сделаны с нарушением.
На ряде остановок отсутствовали спуски для инвалидов-колясочников, а автобусы не могли максимально близко подъехать к остановочному комплексу из-за припаркованных автомобилей. Кроме того, здесь отсутствует разметка тактильной плиткой, информационное оповещение для инвалидов и зоны ожидания для инвалидов-колясочников.
Как сообщил директор Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения Арам Егиазарян, в этом году на 34-ти объектах города были сделаны съезды с тротуаров, специально приспособленные для инвалидов-колясочников. Кроме того, 95 пешеходных переходов обустроены специальными пандусами. В их числе пересечения ул. Малюгиной и пр. Кировского, ул. Красноармейской и пер. Журавлева и др.
Еще одно направление работы связано с оборудованием светофоров дублирующими звуковыми сигналами для слепых и слабовидящих людей. К настоящему времени в городе насчитывается уже 379 таких объектов, и эта работа будет продолжена.
Между тем, Виктор Фомин поручил Департаменту автомобильных дорог досконально рассмотреть все указанные недочеты и разработать план по их устранению.
- При проведении строительства, реконструкции, либо капитального ремонта следует обязательно учитывать интересы маломобильных групп ростовчан, - подчеркнул заместитель главы Администрации города. - Более того, при приемке крупных объектов дорожно-транспортной инфраструктуры должны присутствовать представители общественных организаций, работающих с инвалидами. Именно они будут давать объективную оценку доступности новых объектов для маломобильных групп населения.
Галина Соколюк: «Мы отстаиваем интересы четверти населения донской столицы»
Наиболее активным участником заседания Консультативного стала председатель Ростовской городской общественной организации инвалидов «Феникс» Галина Соколюк. Она подвела итоги заседания, отметив наиболее проблемные моменты, стоящие на пути создания безбарьерной среды.
- Очередное заседание Палаты общественных организаций, работающих с инвалидами, оказалось довольно конструктивным. Сегодня удалось собрать руководителей городских служб, которым представители общественных организаций смогли напрямую задать все неудобные вопросы, касающиеся создания безбарьерной среды для маломобильной группы ростовчан.
Особо отмечу, что в эту группу входит примерно четверть населения нашего города. И это, конечно, не только инвалиды. В их числе и пожилые ростовчане, и мамочки с колясками, и люди с временными ограниченными способностями.
Согласно постановлению Правительства Ростовской области №599, с 1 января 2016 года в регионе должна быть принята дорожная карта по созданию безбарьерной среды. Так что собственники зданий социальной инфраструктуры уже сейчас должны позаботиться о том, чтобы входные группы были приспособлены для маломобильных горожан.
К сожалению, многие из них ошибочно полагают, что для безбарьерной среды достаточно обустроить пандусы. Но это отнюдь не так. Здесь следует выполнить целый комплекс мероприятий, начиная от создания парковочных мест для автомобилей с ручным управлением до обустройства кнопок вызова специалиста.
Особенно приятно, что во встрече принял участие начальник ОГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области Алексей Дятлов. Ведь ранее сотрудники госавтоинспекции ни разу не посещали заседания нашей Палаты.
От руководителя ГИБДД мы узнали, что в Ростове ведется борьба с водителями, занимающими на парковках места для инвалидов. С начала года было выписано уже более 1,7 тысячи таких протоколов. Более того, в местах парковки инвалидов устанавливаются информационные таблички: «Забрал мое место - забери мои болезни», призванные напомнить автолюбителям о необходимости вежливого обращения к инвалидам.
Мы, руководители представители некоммерческих организаций, обязаны осуществлять общественный контроль и указывать представителям власти на слабые места.
В принципе, городские власти всегда идут на диалог с нашей организацией, пытаясь изменить ситуацию к лучшему. Однако по некоторым направлениям нам еще многое предстоит сделать вместе.
Взять хотя бы новые низкопольные автобусы «ЛиАЗ», закупленные в этом году для предприятия МТК «Ростовпассажиртранс». В их салонах есть место с креплениями для инвалидной коляски, а сами автобусы оснащены аппарелями для заезда маломобильных групп горожан. Однако из-за низкой социальной культуры водителей инвалиды практически не имеют возможность попасть в салон автобуса. Это подтверждают результаты наших рейдов, в которых я принимала личное участие.
Надеюсь, что в ближайшее время мы преодолеем эти трудности. Главное, что руководители городских служб сегодня нас слышат и нацелены на создание безбарьерной среды для маломобильных роствочан.