Активисты «Молодой гвардии» в Тюмени и Всероссийское общество инвалидов в рамках федерального проекта «Доступная среда» регулярно изучают город и определяют удобность его инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями. На этот раз не прошли тест автовокзал и городская поликлиника № 12.
Запущен всероссийский проект «Доступная среда» был в 2011 году. За 4 года его реализации в Тюмени стало ясно, что социально значимые сооружения, такие, как больницы, почта, аптеки, банки и многие другие, зачастую игнорируют инвалидов.
Как сообщила «Русской планете» руководитель проекта Доступная среда в Тюмени Анна Панова, одна из важнейших проблем в городе — некачественные пандусы либо их отсутствие.
– Мы проводим «рейд одного дня» с командой инвалидов колясочников и волонтеров, в течение которого инвалиды заезжают в магазины, в банки, в аптеки и другие заведения. Как показала практика, в большую часть зданий невозможно попасть, а если там и присутствуют пандусы, то выполнены они «для галочки» и не пригодны для пользования, — рассказывает Анна.
Так получилось и с поликлиникой № 12, где крутой подъем лестницы с отсутствием пандуса не позволяет подняться ни инвалидам, ни мамам с колясками, ни даже просто пенсионерам без посторонней помощи. Не было там и кнопок вызова персонала больницы.
Как правило, в таких ситуациях общественники передают учреждению методические предписания, в соответствии с которыми администрация обязана переоборудовать вход.
– Социально ориентированные организации Тюмени, от которых зависит, например, здоровье человека, получит ли он паспорт, деньги и прочие социальные услуги, обязаны соблюдать права граждан и создавать все необходимые для них условия. Как правило, они всегда идут навстречу нашей инициативе и закону РФ, — рассказал РП руководитель тюменского отделения «Молодой гвардии» Роман Чуйко.
И действительно, и. о. главного врача городской поликлиники № 12 Игорь Белкин заверил «Русскую планету», что установка пандусов запланирована в рамках капитального ремонта на 2013 – 2014 год.
– Все зависит от финансирования и от компании, которая будет производить ремонт. Со своей стороны мы уже установили кнопку вызова администратора больницы и заказали специальные таблички для слабовидящих, — рассказал Игорь Леонидович.
По-другому обстоят дела в сфере бизнеса. По словам Романа Чуйко, многие организации делают акцент на «возрасте» своих зданий. Например, что они совсем недавно работают в том или ином помещении, и построено оно было по другим стандартам. Организациям проще заплатить штраф в 3-5 тысяч рублей за нарушение закона, чем оборудовать здание. Иногда предприниматели не идут на компромисс с общественниками.
Так получилось и с тюменским автовокзалом. Его уже проверяли в июне этого года. Тогда начальник станции Максим Пандырев отказался принимать претензии со стороны инвалидов и что-либо менять, и заявил, что на автовокзале проходила проверка, и комиссия признала его доступным для инвалидов.
Всероссийское общество инвалидов передало дело в прокуратуру города, которая, в свою очередь, отправила иск в суд, и автовокзалу вынесли предписание. Но повторный рейд на автовокзал показал, что Пандырев игнорирует не только инвалидов, но и прокуратуру.
– Самая главная проблема организаций, в которых отсутствуют необходимые приспособления для людей с ограниченными возможностями, заключается в том, что они воображают себе баснословную смету на переоборудование входной группы, хотя, к примеру, в среднем хороший пандус стоит 11 тысяч, — объясняет Роман Чуйко. — Чаще всего, тем не менее, такие вопросы решаются в рамках общественных, а не правовых отношений.
В центре проблем доступности городской инфраструктуры находится и транспортная система. Несмотря на то, что в Тюмени есть низкопольные автобусы, оборудованные специально для инвалидов, это не облегчает жизнь людям с ограниченными возможностями.
Руководитель совета молодежи Всероссийского общества инвалидов Степан Панов рассказал «Русской планете» про недостатки городского общественного транспорта.
– Для инвалидов по зрению, к примеру, на ступенях автобусов нет ярко-желтой полоски, которая помогает людям распознать окончание ступенек. Объявления в транспорте не подсвечиваются, и увидеть информацию на них практически невозможно. Самое страшное, что автобусы часто останавливаются в неположенном месте и не озвучивают названия остановок, — рассказал он.
По словам Степана, Тюмени необходимо перенять опыт таких российских городов, как Казань или Москва, где обязательно произносят название остановок, а тактильная плитка у перекрестков является нормой.
«Доступная среда», по мнению общественников, — проект далекой перспективы. Существует множество проблем, которые невозможно решить даже за год. К примеру, вопрос капитального ремонта общежития для слепых, расположенного по улице Мельничная,17. Здание находится в федеральной собственности, а не на балансе муниципалитета, и поэтому город не выделяет деньги на ремонт общежития. На данный момент в мэрии юридически пытаются решить этот вопрос и перевести общежитие на баланс мэрии.
Так что пока работы у общественников много. Активисты «Молодой гвардии» и Всероссийское общество инвалидов уверяют, что будут продолжать совершать рейды, пока окружающая среда действительно не станет доступной для всех.
30 сентября, 2013