Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия
На предыдущую страницу

Мониторинг ситуации с оказанием медицинской помощи инвалидам

АНАЛИЗ   РЕЗУЛЬТАТОВ   МОНИТОРИНГА

ситуации    с    оказанием   стационарной   и   амбулаторной

медицинской  помощи  инвалидам  Российской  Федерации   

(по  состоянию  на  1  июля  2012  года)

В  конце  первого  полугодия  2012  года  Всероссийское  общество  инвалидов провело  очередной,  двенадцатый  с   момента  начала  регулярных  наблюдений, этап мониторинга ситуации в одной из структурных составляющих жизнедеятельности инвалидов Российской Федерации. На этом этапе обследования  такой составляющей стала практика оказания медицинской помощи  инвалидам.  

На   протяжении   проводимого   в  течение  восьми  лет  (с  2005  года) общероссийского  мониторинга  ситуации  в  сфере  социальной  защиты  инвалидов   ВОИ  несколько  раз  обращалось к  вопросам  оказания  медицинской помощи этой категории населения. При  этом  проблема обеспечения  инвалидов   лекарственными препаратами  по  программам ДЛО, ОНЛС и «Семь нозологий» рассматривалась отдельно и на разных этапах мониторинга выделялась в   самостоятельное  социологическое  обследование.  

В  рамках  же  исследования  нормативных  регуляторов  и  реально  складывающейся практики  оказания  медицинской  помощи  инвалидам  ВОИ  касалось  трех  основных  ее  структурных  составляющих:

  • медицинской помощи  (диагностики и  лечения)  в  учреждениях стационарного типа   (больницах,  клиниках   и  т.п.);    
  • амбулаторной  помощи  в  лечебно-профилактических  учреждениях  (ЛПУ)   и  фельдшерско-акушерских   пунктах (ФАПах);    
  • медицинской  помощи  на  дому  маломобильным категориям  инвалидов через сеть   тех  же  ЛПУ  и  ФАПов. 

При  этом  главное внимание  в мониторинге ВОИ уделялось самому массовому  виду  медицинского обслуживания  инвалидов  -  амбулаторной  помощи   в   стенах   лечебно-профилактических  учреждений  (в  поликлиниках).  Значительное   место   в  обследовании  ВОИ  занимала практическая  реализация Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению (далее - программа ГОБМП).  От  нормативной  базы,  заложенной  в  основу  этой программы, уровня ее консолидированного финансирования из предусмотренных источников напрямую зависят фактические параметры оказания   бесплатной   медицинской  помощи  инвалидам   в   амбулаторном   и   стационарном (больничном) сегментах системы здравоохранения. По  результатам  мониторинга 2009 года было констатировано, что очевидные недостатки в исходной нормативной базе программы  ГОБМП  и  ее  устойчивое  недофинансирование  (в   сравнении  с  заявленными   в  программе  целями)   существенно  ограничивают  возможности   инвалидов   в   получении   бесплатной   медицинской  помощи  и  фактически  провоцирует  их  «выталкивание»  в  сферу  чаще  всего  недоступных  для  них   платных  медицинских  услуг.

В  соответствии с программой нынешнего, двенадцатого, этапа  мониторинга  ВОИ  процесс   оказания   медицинской  помощи  инвалидам  подлежал  более   широкому,  чем   прежде, комплексному  исследованию,   включавшему   в  себя   следующие   содержательные  характеристики:

  • Экспертную     оценку    структурными     подразделениями     ВОИ    на   местах общего    состояния     медицинского    обслуживания   инвалидов  за   период  2010 - первого   полугодия   2012  гг.;
  • Проблемы   в  получении  инвалидами  стационарной   медицинской  помощи в   больничных,  клинических   и   других   учреждениях;
  • Ранжирование   проблем   стационарного  лечения   инвалидов   по  степени их  насущности   (степени  распространенности   в  региональном  разрезе);
  • Содержательные       проблемы     в     сфере       предоставления     инвалидам   амбулаторной   медицинской   помощи  через   сеть   ЛПУ   и  ФАПов;   
  • Иерархическое        расположение       этих       проблем      по     степени   их распространенности   в   региональном  «срезе»   Российской  Федерации;
  • Влияние  процесса  концентрации   амбулаторных  медицинских  учреждений  (поликлиник   и   фельдшерско-акушерских пунктов)   в   относительно  крупных   поселениях  на  доступность  этого  вида  медицинской  помощи   для  инвалидов;   
  • Состояние    сети   ФАПов   и   амбулаторного    медицинского   обслуживания инвалидов,  проживающих   в   сельской   местности;
  • Проблемы   предоставления  амбулаторной   медицинской   помощи  на  дому маломобильным   категориям   инвалидов;
  • Состояние  и  динамика  соотношения  бесплатной   и  платной  частей  в  общем  объеме  медицинских  услуг,  предлагаемых  инвалидам  системой  здравоохранения.         

В   обследовании - 2012,   призванном   дать   ответы   по  приведенному  выше  проблемному  перечню,   приняли  участие  региональные   организации  ВОИ  76-ти   субъектов  Российской  Федерации.   В  число   последних  вошли 

20  республик:   Алтай,  Башкортостан,  Бурятия,  Дагестан,  Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, Тува, Удмуртия,  Хакасия, Чечня, Чувашия;

 8  краев:  Алтайский,   Забайкальский,   Камчатский,   Краснодарский, Красноярский,  Пермский,  Ставропольский,  Хабаровский;

45 областей:  Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская,  Ярославская;

Ханты-Мансийский автономный округ; Еврейская  автономная  областьгород Санкт-Петербург.

6 декабря, 2012