(по состоянию на 1 июля 2012 года)
На протяжении проводимого в течение восьми лет (с 2005 года) общероссийского мониторинга ситуации в сфере социальной защиты инвалидов ВОИ несколько раз обращалось к вопросам оказания медицинской помощи этой категории населения. При этом проблема обеспечения инвалидов лекарственными препаратами по программам ДЛО, ОНЛС и «Семь нозологий» рассматривалась отдельно и на разных этапах мониторинга выделялась в самостоятельное социологическое обследование.
В рамках же исследования нормативных регуляторов и реально складывающейся практики оказания медицинской помощи инвалидам ВОИ касалось трех основных ее структурных составляющих:
При этом главное внимание в мониторинге ВОИ уделялось самому массовому виду медицинского обслуживания инвалидов - амбулаторной помощи в стенах лечебно-профилактических учреждений (в поликлиниках). Значительное место в обследовании ВОИ занимала практическая реализация Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению (далее - программа ГОБМП). От нормативной базы, заложенной в основу этой программы, уровня ее консолидированного финансирования из предусмотренных источников напрямую зависят фактические параметры оказания бесплатной медицинской помощи инвалидам в амбулаторном и стационарном (больничном) сегментах системы здравоохранения. По результатам мониторинга 2009 года было констатировано, что очевидные недостатки в исходной нормативной базе программы ГОБМП и ее устойчивое недофинансирование (в сравнении с заявленными в программе целями) существенно ограничивают возможности инвалидов в получении бесплатной медицинской помощи и фактически провоцирует их «выталкивание» в сферу чаще всего недоступных для них платных медицинских услуг.
В соответствии с программой нынешнего, двенадцатого, этапа мониторинга ВОИ процесс оказания медицинской помощи инвалидам подлежал более широкому, чем прежде, комплексному исследованию, включавшему в себя следующие содержательные характеристики:
В обследовании - 2012, призванном дать ответы по приведенному выше проблемному перечню, приняли участие региональные организации ВОИ 76-ти субъектов Российской Федерации. В число последних вошли:
20 республик: Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, Тува, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия;
8 краев: Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Ставропольский, Хабаровский;
45 областей: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская;
Ханты-Мансийский автономный округ; Еврейская автономная область; город Санкт-Петербург.
6 декабря, 2012