Закон об инклюзивном образовании (обучении инвалидов в общеобразовательных школах) будет рассмотрен Государственной думой РФ в осеннюю сессию. По мнению родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, специалистов и экспертов, потребность в развитии инклюзивного образования очень высока. Его смысл в том, чтобы дать детям-инвалидам больше возможностей для социализации, воспитать из них полноценных членов общества.
Как рассказала директор челябинской организации помощи детям-инвалидам «Звездный дождь» Елена Жернова, ее обширный опыт общения с родителями детей-инвалидов говорит о том, что никто из них не удовлетворен уровнем обучения, который система образования Челябинска готова им предоставить. Речь идет, в первую очередь, о домашнем образовании, и невозможности для некоторых родителей и детей реализовать свое желание посещать образовательное учреждение наравне со здоровыми детьми.
Как пояснила специалист областного министерства образования Светлана Потапчук, развитие инклюзивного образования может пойти на пользу только в том случае, если будет не формальным. Без возможностей для подлинной интеграции ребенка-инвалида в общеобразовательную систему, инклюзивное образование приведет только к дискриминации. На сегодняшний день общеобразовательные школы Челябинской области не оборудованы для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, и не обеспечены необходимыми кадрами. Напротив, в связи с введением системы подушевого финансирования число узких специалистов – психологов, дефектологов – неуклонно сокращается. Инклюзивное же образование требует не только наличия педагогов узкого профиля, но и введения дополнительных ставок тьюторов. Это педагоги, которые должны заниматься сопровождением ребенка-инвалида, и помогать ему в учебе с учетом особенностей его здоровья.
Школы Челябинской области даже на уровне своей архитектуры и оснащения удобствами не предназначены для посещения детьми-инвалидами. Например, специальными пандусами для колясочников оборудованы только здания школы-интерната № 4 на улице Худякова в Челябинске, филиал этой школы на улице Новороссийской, и еще три учреждения в областных городах.
Выпускница ЧелГУ, инвалид-колясочник Ксения Слащева столкнулась с ситуацией, когда после окончания вуза она не может найти работу учителя ни в одной школе Челябинска, поскольку для передвижения в коляске они не приспособлены.
По мнению Светланы Потапчук, главная проблема в развитии инклюзивного образования даже не вопрос финансирования, который со временем постепенно можно решить. Более важным аспектом является психологическая неготовность родителей к тому, что рядом с их детьми будут учиться «особые» дети. Необходима огромная работа по воспитанию толерантности, чтобы в обычных школах дети-инвалиды не становились изгоями.
Представители сферы образования считают, что инклюзивное обучение успешно функционирует в рамках уже существующей системы. По словам учителя истории челябинской школы-интерната № 4 Светланы Полулях, дети в коррекционных школах обладают разной степенью ограничений в здоровье, некоторые из них внешне ничем не отличаются от обычных детей. Они учатся наравне с теми, кто имеет явные и тяжелые патологии, и у них не возникает никаких сложностей в обучении и взаимодействии.
В системе высшего образования Челябинской области инклюзивное обучение тоже давно и успешно существует. Как рассказала начальник регионального центра образования инвалидов Челябинского государственного университета Дарья Романенкова, на сегодняшний день на очной форме обучения в ЧелГУ учится 165 студентов-инвалидов, 250 на сегодняшний день уже окончили вуз, и 70% из них успешно трудоустроены. Наличие студентов с ограниченными возможностями здоровья воспринимается другими студентами и преподавателями совершенно нормально.
В завершение круглого стола мама Ксении Слащевой призвала к тому, чтобы при несомненных успехах системы коррекционного образования в Челябинской области педагоги и чиновники не забывали о существующих проблемах, и продолжали предпринимать меры по их решению.
http://uralpress.ru/news/2012/08/24/shkoly-chelyabinskoy-oblasti-ne-gotovy-prinyat-detey-invalidov
24 августа, 2012