Последнее время все крупные торговые центры стараются оборудовать свои стоянки местами для инвалидов. Но востребованы ли инвалидами эти парковочные места? «Электрогазета» решила подробно изучить эту тему.
Для начала мы обратились к нашему постоянному читателю — инвалиду детства Николаю Ерыкалину.
— Я сам езжу на мотоколяске. И только по Шакше. Поэтому лично мне такая парковка не очень нужна, — говорит Николай. — Мотоколяска моя в 1998 году сломалась, ее пришлось полностью отремонтировать. На свои средства я сделал капитальный ремонт — поменял корпус, покрасил, сменил рулевое управление. Спасибо, родственники помогли.
Насколько мне известно, мало кто из инвалидов сейчас передвигается на мотоколясках. Они ведь уже все устаревшие. Сняты с производства с 1996 года. Вот буквально недавно я выехал на дорогу, меня окружили молодые ребята. Что это у вас за машина – спрашивают. Мы, мол, такую никогда в жизни не видели! Я объяснил, а они очень удивлялись.
Но по городу на мотоколяске ездить невозможно. Только в сельской местности или в районе. Есть проблема с переключением скоростей, из-за того, что там установлен мотоциклетный двигатель. Хотя в советское время я катался по всему городу. А сейчас поглядите — сколько машин! Очень сильное движение.
— Лично у меня есть предложение — чтобы в городе работало социальное такси, — говорит Николай Ерыкалин. — Раньше, помню, в 90-х годах в Орджоникидзевском районе было социальное такси — инвалид мог за минимальную плату один раз в месяц куда-то съездить. Я даже обращался с этим предложением в администрацию Уфы. Но пока мне не ответили. Хорошо бы поставить вопрос об этом на городском уровне. Мне, вот, например, в город надо, разве я поеду на мотоколяске? Куда там! А вот в Нефтекамске социальное такси уже есть.
Так неужели стоянки для инвалидов не востребованы теми, для кого они сделаны? Попробуем узнать, что думают на эту тему общественные организации Башкирии.
— Около крупных супермаркетов есть стоянки для инвалидов. Но у инвалидов нет транспорта, чтобы до них добраться! — подтверждает специалист по связям с общественностью БРО Всероссийского общества инвалидов Ильдар Мансуров. — В советские времена инвалидам бесплатно выдавались мотоколяски. Но их производство было прекращено уже давно. А в 2004 году, после монетизации льгот, и вовсе отменили бесплатный автотранспорт для инвалидов детства.
На сегодня мотоколяски (если они и остались у нашего населения), представляют собой устаревший хлам.
Многие пытаются приобрести легковой автомобиль на свои средства. При этом сами понимаете — даже здоровый человек не всегда может позволить себе авто. А уж инвалид 1 и 2 групп, который зачастую не может найти себе работу, и подавно!
Возобновлять бесплатное обеспечение спецтранспортом наше государство, по всей вероятности, не будет. Хотя Всероссийское общество инвалидов и пытается лоббировать эту тему.
Ну и, конечно же, стоит помнить, что далеко не все инвалиды могут водить машину.
И если бы существовало социальное такси, оно бы во многом бы ослабило напряженность в этом вопросе. Представьте — доход инвалида составляет максимум 11 тысяч рублей. Чаще всего – гораздо меньше. Квартплата, плюс питание, да плюс еще и такси… Очень затратно. При этом одна поездка на такси стоит 300-400 рублей. А как иначе можно добраться до больницы или продуктового магазина, если нет своего автотранспорта?
Итак, делаем вывод: парковки — это полдела. На сегодня многие инвалиды элементарно не обеспечены машинами!
«Электрогазета» опросила еще несколько людей с ограниченными возможностями. Есть ли у них автомобили, и пользуются ли они спецпарковками около торговых центров?
— Я пользуюсь такими парковками. Особенно мне нравится парковка возле одного «Радуги» – там место для инвалидов огорожено. Я приезжаю, ко мне подходит парковщик, открывает стоянку, я заезжаю и оставляю там машину, — говорит член правления общества «Факел» Неля Мулюкова. — Около других торговых центров у меня возникают проблемы с парковками. Зачастую место оказывается занято.
При этом много парковок не нужно, — пусть их будет две-три, но сделаны они будут как положено, а не «для галочки»! – считает Неля. — Во-первых, инвалидная парковка должна быть максимально близко к входу. Во-вторых, она должна быть огорожена, чтобы не заезжали другие водители. Это мое мнение.
— По всему городу появились специальные парковки – это хорошо. Инвалиды должны этим пользоваться, — уверен редактор газеты «Перспектива», член общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Яков Миронюк. — В принципе, инвалидов, которые водят машину, немало. А вот обычных водителей, которые незаконно занимают эти места, нужно строго штрафовать.
—Я часто пользуюсь специальными местами для парковок. Но иногда приезжаешь — а на твоем месте стоит какая-нибудь иномарка, — сетует спортсмен, член паралимпийской сборной России по фехтованию Сергей Мозолькин. — Думаю, давно пора ужесточать штрафы: как-то наказывать людей за то, что они паркуются не там, где положено. Специальные места для инвалидов должны быть, и они должны пустовать в ожидании инвалида!
Итак, рассуждая о стоянках со спецзнаком, можно выявить много важных проблем. Это, к примеру, отсутствие у инвалидов своего автотранспорта. Кроме того, многие парковки рядом с торговыми центрами нарисованы «для галочки». Люди с ограниченными возможностями, опрошенные «Электрогазетой», считают, что такие паркинги нужно дооборудовать. Ну и наконец, социальное такси — еще одна идея, которую хотели бы видеть реализованной инвалиды Башкирии.
16 августа, 2013