Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия
На предыдущую страницу

Итоги II Республиканской конференции "Инклюзивное образование. Опыт. Проблемы. Взаимодействие"

Итоги II Республиканской конференции "Инклюзивное образование. Опыт. Проблемы. Взаимодействие" 

16 мая 2017 года в Сыктывкаре обсудили проблемы инклюзивного образования.  Конференция  организована  Коми Республиканской организацией Всероссийского общества инвалидов.

Цель конференции - проведение открытого профессионально-педагогического обсуждения актуального состояния, выявление и распространение социальных и образовательных практик, отражающих опыт внедрения и развития инклюзивного образования, а также определения путей его развития. 

Участие приняли 236 участников из 15 муниципальных образований Республики Коми. 
В рамках программы конференции прошло пленарное заседание и дискуссионные площадки по следующим направлениям: 

• Практическая реализация инклюзивного образования в Республике Коми (90 участников, 15 выступающих) 
• Обеспеченность кадровыми ресурсами инклюзивного образования (58 участников, 13 выступающих) 
• Повышение эффективности социального партнерства в области инклюзивного образования (54 участника, 10 выступающих) 

Конференция собрала неожиданно много участников – более 230 человек. Самые разные стороны заинтересовались темой инклюзии – родители, педагоги, психологи, чиновники от образования, представители школьной администрации, депутаты Государственного Совета Коми, уполномоченные по правам ребёнка и человека, представители различных общественных организаций. Тема волновала многих и, поскольку выступить на конференции мог каждый, впервые в полный голос было услышано родительское сообщество. Родители высказали свои «за» и «против» по поводу инклюзии, озвучили свое мнение о том, как должна быть построена система инклюзивного образования, а также назвали причины, тормозящие ее развитие. 

Конференция, организованная общественниками, проходила при поддержке Правительства Коми. Власти взяли на себя решение большинства организационных вопросов. Приветствия в адрес конференции прозвучали от депутата Государственной Думы, члена Центрального штаба ОНФ Ольги Савастьяновой, заместителя Председателя Правительства Республики Коми - министра образования, науки и молодежной политики Республики Коми Натальи Михальченковой, уполномоченных по правам ребёнка Нэлли Струтинской и правам человека Надежды Быковской. 

Следует отметить, что докладчики не столкнулись с противоречиями или противоположными оценками ситуации, связанной с развитием системы инклюзивного образования. Взгляды на современные проблемы инклюзии в Коми во многом совпали. И в сельских районах, и в городах трудности те же. Отсутствие межведомственного, межсекторного, междисциплинарного взаимодействия, единого координирующего органа, ресурсного центра, разработанных адаптивных программ, квалифицированных кадров не позволяют развиваться качественной инклюзии. Сейчас тему инклюзии с трудом и по отдельности постигают родители, чиновники, социальные работники. Педагоги в Коми не имеют специальной подготовки. 

Всё это не позволяет включить особого ребенка в систему, созданную изначально для нормативных детей. Изменить ситуацию невозможно без реформы профессиональной переподготовки. К приему детей с инвалидностью не подготовлены и школы – в них по-прежнему нет доступности, отсутствуют тьютеры и сопровождение. 

Как считают участники конференции, решать проблемы нужно объединив усилия всем – чиновникам, профессиональному и родительскому сообществу, общественности. 

Участники озвучили предложения по изменению ситуации: создать координационный Совет по инклюзивному образованию при правительстве Коми, сформировать реестр потребностей особых детей. В муниципалитетах нужны ресурсные центры, при школах – школьные консилиумы. Очень важны доступность школ, подготовка тьютеров, просвещение социума и активизация родительского сообщества.

Резолюция конференции "Инклюзивное образование. Опыт. Проблемы. Взаимодействие"

1. Предусмотреть введение учебных дисциплин по социальной и образовательной инклюзии в основные образовательные программы среднего и высшего профессионального образования педагогического, психолого-педагогического и психологического направлений.

2. Проводить популяризацию идей инклюзивного образования с активным привлечением СМИ, в том числе через организацию конкурсов педагогического мастерства.

3. Обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, реализующих образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов на различных уровнях инклюзивной образовательной вертикали, в том числе специалистов, владеющих методами социокультурной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью на постоянной основе.

Предложения к резолюции по дискуссионной площадке «Эффективность социального партнерства и межведомственного взаимодействия в области инклюзивного образования»

1. Создание рабочей региональной модели межведомственного взаимодействия по вопросам образования и социального сопровождения детей с ОВЗ в рамках Координационного совета при Правительстве Республики Коми;

2. Создание ресурсного центра, возможно, на уровне муниципалитета (Управление образованием администрации г. Сыктывкара) по организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ как единый методический центр. У Центра должен быть свой интернет-ресурс, к которому подключены все учебные заведения республики и психолого-медико-педагогические консилиумы, и комиссии. Появление в школе/детском саду ребёнка с ОВЗ или выявление ребёнка на ПМПК обязывает учреждение зарегистрировать этого ребёнка на ресурсе (с учётом норм Закона о защите персональных данных). Регистрация каждого ребёнка подразумевает в том числе описание его образовательных потребностей, определённых в рекомендациях ПМПК. Также на этом ресурсе должны регистрироваться специалисты, которые занимаются с этим ребёнком. Таким образом, создаётся банк потребностей в разрезе места проживания, возраста, организаций и специалистов, работающих с ребёнком.

3. Организация обучения специалистов-тьюторов и социального сопровождения, ассистентов, в том числе организация образовательных онлайн-курсов (что значительно сэкономит бюджетные деньги) по современным методикам, таким, как прикладной анализ поведения, методы невербальной коммуникации, обучение социальным навыкам, навыкам самообслуживания.

4. Организация онлайн-консультаций для специалистов (особенно из отдалённых населённых пунктов).

5. Методическая помощь специалистам в разработке адаптированных образовательных программ и программ социального сопровождения детей с ОВЗ с публикацией примеров программ на интернет- ресурс.

По информации Коми Республиканской организации Всероссийского общества инвалидов.

22 мая, 2017