Безбарьерная городская среда, равные возможности, «люди так не делятся»... – о проблемах инвалидов сейчас говорят много. Страна восхищается победами параолимпийцев, телеэфир заполнен роликами социальной рекламы. Но насколько люди готовы принимать инвалидов, взаимодействовать с ними, содействовать им в реальной, повседневной жизни? Как меняется в этом отношении общество города, например, Иркутска? Об этом мы говорим с Антоном Ставровым, референтом председателя Иркутского областного отделения Всероссийского общества инвалидов.
– Антон, насколько комфортно в Иркутске инвалидам? Как меняется в этом отношении город, общество? Например, за последние 10 лет?
– Я пришел работать в общество инвалидов в 2003 году. К тому моменту мои предшественники уже заложили основы законодательной базы, долго и упорно их пробивали. Процесс шел, где-то случайно натыкались: там увидим недочет в городе, тут сфотографируем. Старались всегда на сессиях законодательного собрания, молодежных слушаниях поднимать проблемные вопросы. Но говорили всегда даже не о безбарьерной среде: нам надо было добиться того, чтобы инвалидов признали как равных членов общества. Со временем мы чиновникам примелькались, к нам стали прислушиваться. В сфере создания безбарьерной среды в Иркутске, конечно, еще много работы.
– Вы много ездите по России, можете сравнивать
. – Сравнивать приходится. Но та же Москва – не вся идеальная. Например, метро. Арбатско-Покровская линия начиная от станции «Славянский бульвар», строится по новым стандартам. Там уже везде есть лифты на платформе, все нормативы соблюдены. А остальное-то метро старое, с 30-х годов. Естественно, там инвалидов только на себе приходится таскать. В учреждениях стали появляться пандусы. Социальных акций много проводится, даже флэшмобы инвалиды проводят. Тактильные дорожки красные на улицах. Все поэтапно делается. Что касается Иркутска, когда в администрации города стали разрабатывать Генеральный план развития города до 2020 года, мы представили и свои предложения. Зеленые автобусы, которые сейчас функционируют, стали закупаться по нашему предложению, хотя, они, конечно, неидеальные, особенно для сибирских условий. Пандусы в них летом еще более-менее функционируют, а зимой замерзают и все. Кстати, мы проводили эксперимент: вышел инвалид на остановку, а автобусы просто мимо проезжают! Догнали автобус, спросили у водителя: «Почему ты не остановился?». Он говорит: «Извините, ребята, я пока вас посажу, у меня все расписание собьется». В Сочи есть похожие автобусы, с откидными пандусами, но там климат мягче. Есть автобусы в Москве с электрическими подъемниками, сейчас мы усиленно пробиваем в администрации, чтобы такие закупали в Иркутске. К нам стали чаще обращаться застройщики с просьбами согласовать проект здания или обследовать уже построенное здание. В 2013 году Всероссийское общество инвалидов получило свидетельство о создании системы добровольной сертификации «Мир, доступный для всех». В рамках этой системы наши специалисты участвовали в семинарах и получили соответствующие сертификаты. Эти специалисты имеют право оценивать здание на предмет доступности его для инвалидов и выдавать соответствующие рекомендации в паспорте доступности объекта.
– Но это просто рекомендации, то есть, застройщик их может и не выполнить?
– А у нас нет административных рычагов. Все в рекомендательном порядке пока. Но они есть у органов Стройэкпертизы, и, надо полагать, они применяются.
– К вашему мнению прислушиваются?
– Прислушиваются. За последнее время порядка 50 звонков было и обращений с просьбой посмотреть проект, техзадание
– Эти застройщики обращаются по собственной инициативе, или все-таки кто-то их направляет?
– Ну вот, например, Сбербанк. Когда в 2011 году они строили один из клиентских офисов, я сам заметил, что кое-что не соответствует нормативам. Я сам позвонил и попросил: вот это переделайте. На что они сказали: «Так давайте вы нам поможете, подскажете, как надо правильно сделать». И работа пошла. Потом уже мы комиссионно, с их специалистами выезжали, приглашали колясочника, говорили, что и где надо переделать. А потом они сами начали обращаться.
– То есть наши предприниматели свой бизнес начали строить, будем говорить, с расширенным сознанием уже, не только на прибыль нацеленным, но и на социальные нужды.
– Да. И на улицах тоже, я вижу, стараются что-то сделать. Не все идеально, конечно. Я, например, против оранжевых оградок на наших улицах. Возле самой автобусной остановки их не надо делать, из-за них невозможно протиснуться к автобусу. И дорогу иногда не перейти из-за них. У меня за восемь лет накопилась целая коллекция фотографий абсурдных проектных решений в Иркутске. Есть, например, у нас кафе «Избушка», в котором пандус ведет... в стену. До сих пор стоит! Очень много крутых пандусов, на которые просто невозможно забраться.
– Да, я другими глазами увидела городские пандусы, когда родился ребенок, и я стала гулять с коляской.
– Да, вот в том-то и дело, что не обязательно же для инвалидов надо предусматривать эти вещи. А старики? А мамы с колясками?
– Часто автомобилисты паркуются прямо перед пандусом, и заехать на него или спуститься с него невозможно!
– Это или невнимательность, или бессовестность. А еще отсутствие карательных мер. Вот в Америке, припарковался, куда нельзя, тебе штраф такой припаяют, что парковаться больше не захочется. У нас пока не так. Некоторые даже видят, что место парковочное для инвалидов, а все равно какой-нибудь «Крузак» встанет! И еще спорить начинает, и бесполезно что-то доказывать.
– В Иркутске функционирует социальное такси для инвалидов? Насколько оно доступно?
– С ним есть сложности. Маленький автопарк, были проблемы с обеспечением топливом. – А есть опыт коммерческих такси для инвалидов? В других городах?
-- Есть, в Омске. У них есть даже городской маршрут 1И, по которому возят инвалидов-колясочников. Есть социальное такси, но не знаю, в большом ли количестве.
– А у нас были бы востребованными такие услуги, если бы какой-то частный предприниматель занялся бы организацией таких перевозок?
– Такие перевозки очень сильно востребованы. Я думаю, какую-то минимальную цену многие инвалиды готовы платить, когда надо куда-то добраться. Хотя, большой вопрос – насколько рентабельным будет этот бизнес.
– Насколько удобен для инвалидов наш вокзал?
– С вокзалом у нас давно идет совместная работа. Проблема в том, что до определенного периода в Советском Союзе инвалидов «не было». О них не говорили, их прятали. Все здания строились без учета их доступности для инвалидов. Никто просто не знал, что это надо делать. А вот после 91-го года все инвалиды «появились». Соответственно, сразу понадобилась доступная среда. То есть в создании безбарьерной среды мы отстали от стран Запада на несколько десятилетий. Я не знаю доступных вокзалов как таковых. Говорят, в Челябинске хороший. В Иркутской области частично доступный вокзал в Вихоревке. Один из проблемных моментов – кассы расположены высоко, инвалиду на коляске не дотянуться.
– А аэропорт?
– Когда старый терминал внутренних линий закрыли в 2005 году на реконструкцию, мы написали письмо генеральному директору аэропорта, тогда еще Алексею Ивановичу Куликову, где указали, что надо предусмотреть при проектировании нового здания. Начался диалог с руководителями предприятия. После того как открылся новый терминал, мы приезжали и проверяли его на предмет доступности. Пока остается вопрос по медпункту, так как попасть в него можно только по лестнице. И двери в международном терминале, в частности, в туалеты, на момент обследования в сентябре 2013 года были узкими.
– Ну, это здание вообще устарело и морально, и физически.
– Да. И вот буквально на днях аэропорт приобрел амбулифт (устройство для транспортировки инвалидной коляски на борт самолета), мы этого долго ждали, скоро должны состояться его испытания. Мы на них будем присутствовать, все отснимем, дадим свои заключения.
– Это что касается городской среды. А насколько легко сейчас инвалидам реализовать себя в профессии? Зарабатывать деньги?
– Сложный вопрос. Большинство, конечно, ищет работу на дому, есть и инвалиды-предприниматели. – Сейчас Интернет, конечно, облегчает этот вопрос.
–Да, Интернет – это большой плюс. Большинство работает на телефоне, через Интернет, отвечают на звонки и так далее. Но, конечно, многие хотят реализовывать себя в той профессии, которую они получили. А негде. Распределения и трудоустройства сейчас нет, инвалиды находятся в «свободном плавании». Можно встать на учет в центр занятости, пройти там бесплатные профессиональные курсы, но это зачастую ничего не гарантирует. У нас есть закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но проблемы это не решает. Вот, например, по данным Росстата, «в 2013 году в Центры занятости Иркутской области обратились 4 943 инвалида. Трудоустроено – 1 774 из них. Трудоустройство осуществлялось по следующим профессиям: сборщик бумажных изделий, медрегистратор, санитарка, менеджер, стрелок, библиотекарь, архивариус и другие. В области действуют 903 предприятия, обязанных трудоустраивать инвалидов на квотируемые рабочие места». Это сложный и проблемный вопрос.
– Вы сами в Иркутске родились?
– Да.
– И с юных лет была склонность к какой-то общественной деятельности?
– Да ну, вы что!
– А почему тогда так сложилось? Тяга к общению?
– Возможно. Еще меня мама так воспитывала: на равных со всеми быть. То, что мне дали инвалидность, я осознал только в 16 лет, когда нужно было переосвидетельствоваться, а до этого внимания не обращал, и продолжаю не обращать. Школу окончил обычную, среднюю. Поступил на биолого-почвенный факультет Иркутского государственного университета, два года на вечернем отучился, а потом поступил на дневную форму.
– А вы кто по профессии?
– Эколог. Только это не мое, как оказалось. Однажды я заметил объявление на стенде: «"Школа молодого лидера" приглашает». Примкнул к ним. И именно там получил базу навыков общественной деятельности. Писал в газету «Некоммерческий мир» (издание Молодежного благотворительного фонда «Возрождение земли сибирской»), сейчас, кстати, пишу в газету Всероссийского общества инвалидов «Надежда». Так вот, когда писал в газету «Некоммерческий мир», меня в 2002 году отправили в общество инвалидов на интервью. Я взял интервью у Константина Михайловича, руководителя, оно ему понравилось. А в начале 2003 года он мне позвонил и позвал на работу! И вот, уже 11 лет я здесь!
– И тут уже – на своем месте.
– Да. Но я уже и образование соответствующее второе получил, я уже два года как дипломированный «Специалист по социальной работе».
– И уже на депутатское кресло замахнулись! Как пришло это решение?
– Давно мы говорили о том, что нам нужен свой депутат в Думе, потому что проблем остается масса. Нужен тот, кто будет лоббировать их решение непосредственно во власти. Вот рискнули. Не получилось, ну, ничего страшного. Предвыборная гонка в этом году между кандидатами была ожесточенная!
– У вас конкурент серьезный был
. – Да, конкурент серьезный, доверие у населения к Виктору Геннадьевичу Ильичеву уже есть. – Мне кажется, наши люди вообще сложно принимают что-то новое, это по результатам всех выборов видно, и президентских, и местных.
– А выборы мэра Иркутска Кондрашова? Хотя там, конечно, больше протестное голосование было.
– А откуда у вас любовь к авиации?
– Я не знаю. В детстве, до 6 лет, мама часто возила меня в Москву. А через 15 лет я сел в самолет уже сам, полетел в свою первую командировку. И стал заглядываться, засматриваться на самолеты. Когда сидишь в самолете – кайфуешь! Уже и домой себе купил диск с авиасимулятором гражданским. Правда, джойстика нет еще, надо купить. Летаю на симуляторе ТУ-154.
– Любите отечественные самолеты? А в реальной жизни на чем нравится летать
–Из иностранных – разве что Боинг-747. И еще мечта на Аэробусе 380 полетать. Не повезло ни разу слетать на Ил-86, классный самолет был, но стал прожорливым и нерентабельным. Очень жаль, что «Тушки» выводят из строя наши авиакомпании и режут их на металлолом. Красивые самолеты!
– А куда летать любите?
– Я люблю бывать в Москве.
– Серьезно? Иркутяне в основном ее недолюбливают, больше любят Питер. – Санкт-Петербург – потрясающий город, красивый, летал туда в отпуск в прошлом году, но все-таки я больше люблю Москву. Очень люблю гулять там, постоянно бываю в музеях, театрах.
– Кстати о прогулках, Вы из пешехода в автомобилисты решили переквалифицироваться?
– Да, стал учиться в автошколе. Нравится очень. Программа расширенная, занятия три раза в неделю, группа человек 10 инвалидов.
– Какая школа обучает?
– Иркутское профессиональное училище-интернат для инвалидов, обучают бесплатно. Правда, чтобы туда попасть, надо кучу документов собрать. Очередь на обучение большая, а группы маленькие: около 10 человек. И наборы два раза в год проходят.
– А почему решили права получить? Не хватает мобильности?
– Да. Мы часто ездим в командировки в те регионы, куда не попадешь на поезде.
– По области?
– По Иркутской области мы далеко не одну тысячу километров намотали. Были и за пределами Приангарья, например, в 2005 году с Константином Михайловичем мы в Горный Алтай ездили на машине. 2700 км в одну сторону. И столько же в другую. Считай, как до Москвы мы докатились. Потом также на автомобиле ездили в Кемерово в 2009-м и в Абакан в 2010-м. И вообще, по долгу службы мы побывали практически во всех регионах Сибири, да не только в Сибири, но и за ее пределами! И каждый регион, каждый уголок Росси и зарубежья, где нам довелось побывать, по-своему красив, неповторим и уникален!
8 октября, 2014