Андрей уже 26 лет болен сахарным диабетом с тяжёлым течением и кучей сопутствующих болячек — склонность к гипогликемии, потеря зрения и другие. А с декабря 2010 года получает диализную помощь в ЦРБ Ачинска, куда каждую неделю трижды приходится ездить за 36 км.
— Муж сам ездить не может, я его сопровождаю, но не всегда есть такая возможность, — рассказывает Светлана Алексеевна. — На автобусе очень тяжело, давление понижается до 70×40. Часто ездим на такси и платим 800 рублей за одну поездку, в месяц больше 10 тысяч получается. А пенсия по инвалидности — 12 тысяч.
Вместе с Феактистовыми в Ачинск в центр гемодиализа мотаются ещё четыре семьи, в одной — больной ребёнок. Ещё двое могут получать помощь только в Красноярске. Они решают это своими силами, у кого-то есть родственники, которые могут помочь в транспортировке больных, у Андрея Викторовича, кроме жены, — никого.
Нельзя сказать, что вопрос никак не решался. Министерство социальной политики
Красноярского края предлагает два варианта — квартиру в Ачинске или автомобиль.
— У нас хорошая квартира в Назарове, а переезд сродни пожару, муж и так серьёзно болен, и на это ни у него, ни у меня сил нет, — продолжает Светлана Алексеевна. — А автомобилем управлять некому.
В таком случае могла бы помочь служба «Социальное такси», подобная той, что действует в Красноярске. Но в районах таких служб нет, а «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» в Назарове услуги по транспортировке больных не оказывает из-за устаревшего автопарка.
— Сопровождение в Ачинск считается командировкой, что требует дополнительного приказа, а на сегодняшний день у нас такой возможности нет, — говорит Людмила ГОЛИКОВА, директор центра.
Вместо этого предлагает нанять частного сопровождающего, но оплата его услуг ляжет на плечи семьи. Есть также возможность выделить единовременную помощь в 10 тыс. рублей по краевой социальной программе поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Но их хватит только на месяц…
— В итоге получается: мы ещё и виноваты, что не принимаем их предложения, — говорит Светлана Алексеевна. — Но ведь квартира и машина
наверняка стоят дороже, чем организация службы социального такси, тем более это позволит решить проблемы и других инвалидов.
В крае таких — тысячи, только многие просто молчат, привыкая и мирясь с ограниченным образом жизни. Программы поддержки инвалидов, популяризация доступной среды для людей с ограниченными возможностями реализуется в основном на уровне красивых заявлений. Достаточно спросить себя: часто ли мне встречаются на улице инвалиды-колясочники, слепые?..
Последняя надежда Светланы Алексеевны достучаться до власти — через «АиФ на Енисее». «Поверьте, как тяжело оказаться в беде и преодолевать её в одиночку. Боюсь, что мой муж может не дождаться решения проблемы…»
Галина КОВАЛЁВА, первый заместитель министра социальной политики края:
— Доход семьи Феактистовых превышает величину прожиточного минимума. Но поскольку Андрей Викторович является инвалидом, для него предусмотрены различные меры социальной поддержки, в том числе компенсация фактически понесённых расходов на оплату проезда к месту лечения гемодиализом на междугородном транспорте, которую он получает в полном объёме. Также в настоящее время проходит согласование поправка в закон Красноярского края «О социальной поддержке инвалидов», которая позволит компенсировать расходы на оплату проезда к месту лечения гемодиализом уже на любом виде
транспорта, в том числе на личном автомобиле.
Что касается службы «Социальное такси», она может быть организована на базе учреждений социального обслуживания (как дополнительная платная социальная услуга) при наличии соответствующей материально-технической базы и действовать только в границах населённого пункта, где проживают граждане.
2 июля, 2012