Пора в отпуск!
Особенности национального отдыха для маломобильных пассажиров
Желание путешествовать обостряется в период летних отпусков. Но те, кто имеет группу инвалидности, не смогут воспользоваться предложениями туроператоров. В области с такой проблемой столкнулся каждый десятый житель.
Интересы таких отдыхающих и перевозчиков обсуждались во время пресс-конференции под названием «Туризм без границ». Права маломобильных пассажиров отстаивали заместитель председателя Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов Александр Зайцев и представитель Челябинской общественной волонтёрской организации «ДоброВолец» Дмитрий Степанов. Они в красках рассказали, с какими проблемами сталкиваются в частых поездках и командировках.
В России колясочники могут самостоятельно передвигаться только по Москве, Санкт-Петербургу и Сочи
Путешествовать у людей с ограниченными физическими возможностями получается только сообща, отправиться на отдых самостоятельно почти невозможно.
– Принципиально путешествую только на самолётах, – признался Дмитрий Степанов. – Проще, быстрее и не требует прилагать больших усилий.
Дмитрия легко понять, он – инвалид-колясочник. Здания вокзалов, построенные ещё в советское время, не рассчитаны на использование маломобильными пассажирами. Специальные вагоны для колясочников есть, но их включают в состав только фирменных поездов. Поэтому в любой поездке возникают сложности.
Четыре года назад он ездил отдыхать в Египет. Перед путешествием сумел в интернете подобрать отель, где почти не было лестниц. Если за границей у него и возникали какие-то проблемы, их решали незамедлительно и доброжелательно. В этом плане Египет ему понравился. В России, по его мнению, всё не так хорошо.
– В нашей стране колясочники могут свободно передвигаться только по трём городам, – считает представитель одной из туристических компаний Дарья Ерхова. – Москва, Санкт-Петербург и Сочи. Последний можно отнести к их числу только после проведения Олимпиады.
Разумеется, на железной дороге знают о существующей проблеме. Представители ОАО «Федеральная пассажирская компания» и региональной дирекции железнодорожных вокзалов выразили готовность помочь в путешествии не только инвалидам-колясочникам, но и, например, людям с ослабленным зрением. Сделано уже немало.
– Положительные изменения коснулись не только Челябинского вокзала, но и так называемых малых вокзалов в городах Миасс, Златоуст, Уфалей. На них появились специальные наклонные подъёмники для преодоления лестничных маршей, – рассказала Маргарита Елтовская, начальник производственно-технического отдела Южно-Уральской региональной дирекции железнодорожных вокзалов.
Она же сообщила, что два года назад чуть более половины из 20 вокзалов были оборудованы специальными санитарными кабинами. В наши дни их число возросло до 18. На вокзале Магнитогорска, где нет возможности установить подъёмник, появился ступенькоход. В текущем году вокзалы на ЮУЖД получат ещё три таких устройства.
В 2014 году запущен проект «Центр содействия мобильности». Теперь пассажир или его представитель могут заранее обратиться за помощью к сотрудникам вокзала и зарезервировать специализированное место в поезде дальнего следования по бесплатному федеральному номеру:
8 (800) 510-11-11.
По инвестиционной программе «Доступная среда» вокзалы в скором времени будут обеспечены мобильными платформами для посадки в вагон людей с ограниченными возможностями. Работы по оборудованию такими платформами планируется завершить в 2015 году.
С платформы маломобильные пассажиры попадут в вагон, где для них также созданы комфортные условия. По Российским железным дорогам курсирует уже более 300 вагонов со специальными купе.
Инвалид может попасть в такой вагон при помощи подъёмника с высокой или низкой платформы, не покидая коляски. Двухместное купе и туалетная комната шире, чем обычно, в них есть специальное оборудование, позволяющее инвалидам обходиться без посторонней помощи. Для слепых и слабовидящих пассажиров розетки, выключатели и кнопки вызова снабжены табличками с рельефным текстом. В 14 поездах дальнего следования для перемещения в пределах вагона с подъёмником и купе для инвалидов предложат кресла-коляски «Старт».
– Парк подобных вагонов ограничен, их пока нет в составе поездов, едущих на курорты Краснодарского края, а из южных городов доступен только Кисловодск. Но при обращении пассажира не позднее, чем за 45 суток до отправления, такой вагон будет прицеплен к любому поезду, – уточнил Андрей Бурнашов, начальник отдела обслуживания пассажиров Южно-Уральского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания».