Когда родители сталкиваются со сложным диагнозом своего ребенка, то первое, что наваливается на них, – это огромная растерянность: куда бежать, кого спросить, кому рассказать? Несколько лет назад мамы и папы детей с расстройствами аутистического спектра находились именно в такой ситуации, пока в Тюмени не начала работу «Родительская школа».
Различные просветительские, в том числе и психиатрические, службы функционировали в областном центре уже тогда, но вот квалифицированные консультации именно по аутизму не давал никто. В результате родители оказывались закованы в своем собственном эмоциональном пузыре – с одной стороны, они не понимали, что происходит с их ребенком, с другой стороны, не знали, к кому обратиться за разъяснениями.
Таким образом, в Тюмени появилась автономная некоммерческая организация «Открой мне мир», в которую объединились родители, имеющие детей с расстройствами аутистического спектра. Миссия организации – реальная помощь в обеспечении равных прав и возможностей детям-инвалидам с тяжелыми множественными нарушениями развития и формирование иного отношения общества к проблемам «людей дождя», как их стали называть с легкой руки режиссера известного фильма «Человек дождя» Барри Левинсона, заставившего мир заглянуть за завесу ледяных струй, которой отгорожены от этого мира больные аутизмом.
Тогда же возникла идея – создать школу для родителей, едва столкнувшихся с диагнозом своего ребенка. «Родители, находящиеся в начале пути помощи своему ребенку, который развивается отлично от сверстников, зачастую находятся в растерянности, а иногда и депрессии, – рассказывает директор организации «Открой мне мир» Маргарита Суворова. – Это состояние мешает им начать вовремя программу помощи своему ребенку. А чем раньше организовать коррекционную помощь, тем больше шансов социализировать ребенка, компенсировав его нарушения развития. Кроме того, немаловажной частью успешной коррекционной программы является четкое понимание у родителей особенностей и возможностей своего ребенка. Если у родителей появится возможность проконсультироваться со специалистом, пообщаться с другими родителями, уже имеющими опыт развития своего ребенка, это очень увеличит шансы их детей на дальнейшую социализацию».
Преподает в родительской школе, которая теперь регулярно проходит в стенах Тюменского детского психоневрологического диспансера, клинический психолог Ольга Калиниченко. «Поскольку я специально занималась темой аутизма, училась в Израиле, то стала делиться своими знаниями с родителями, отвечать на их вопросы, разбирать различные ситуации. Ведь тем, кто впервые столкнулся с этой проблемой, сложно понять, как, например, ребенку с такими нарушениями привить бытовые навыки, подготовить его к общению в социуме, подтолкнуть к обучению в обычной школе или на дому», – рассказывает Ольга Калиниченко.
Кроме того, немаловажно, что в «Родительской школе» оказывается мощная психологическая поддержка мамам и папам детей с особенностями развития. Дело в том, что родители очень ранимы по отношению ко всему тому, что связано с нездоровьем ребенка. Отдаваясь заботе о болеющем малыше, они часто забывают о себе и не замечают, как быстро у них развивается состояние хронического напряжения, вызванного постоянным стрессом. Некоторым все еще не удалось преодолеть депрессивные настроения, возникшие в ответ на понимание болезни и нарушений развития у ребенка.
Также в рамках «Родительской школы» проводятся занятия для волонтеров – людей, который хотели бы помогать семьям, воспитывающим ребенка с аутизмом. Они организовывают праздники, сидят с ребенком-аутистом дома, если родителям необходимо отлучиться, либо гуляют с ним.
Занятия в «Родительской школе» бесплатны для всех желающих и проходят раз в неделю по четвергам. Каждый «урок» – это семинар на определенную тему. Так, на одной из последних встреч рассматривалась проблема эмоциональной привязанности – ее недостаток или же, наоборот, переизбыток. Два раза в неделю ведутся индивидуальные консультации, где специалист беседует по поводу конкретного ребенка.
«Родители задают самые разные вопросы, – говорит Ольга Калиниченко. – Спрашивают, например, как четырехлетнему ребенку расширить список употребляемых им продуктов, как приучить к горшку. Говорим мы и о переживаниях, чувствах мам и пап, ведь нередко случается так, что над ребенком с аутизмом смеются другие детки, он этого не понимает, а мама страдает. Бывает, разбираем сложные ситуации по поводу стыда, замечаний посторонних людей, поведения в транспорте, делимся опытом».
Занятия «Родительской школы» проходят по адресу: ул. Герцена, 55. Индивидуальные консультации родителей в кабинете 213 (бесплатно). Предварительная запись на консультации по телефону 46-02-45.
2 февраля, 2016