22-летняя Элона Борисова, переехав из родного Усть-Кулома в Сыктывкар, выбрала трудную профессиональную стезю, решив стать соцработником. Зарплата начинающих сотрудников соцслужб не превышает 8 тыс. рублей, а в круг обязанностей входит и тяжелый физический труд. В профессиональный праздник работников сферы соцзащиты в рубрике «Даешь молодежь!» она рассказала «Молодежи Севера», почему, несмотря на все профессиональные издержки, готова посвятить жизнь людям.
– Современная молодежь стремится получить престижную профессию, чтобы хорошо зарабатывать. Почему вы решили стать соцработником, а не юристом или экономистом?
– После школы я поступила в сыктывкарское профучилище №34, закончила там 10 и 11 классы и получила специальность соцработника. Во время учебы нам необходимо было пройти практику, и я пришла в сыктывкарский территориальный центр социального обслуживания населения №1. За четыре месяца работы поняла, что помогать людям – это мое. Мне нравится чувствовать себя востребованной, знать, что меня ждут, что я нужна. После практики решила здесь остаться и заочно продолжила образование в СыктГУ в институте социальных технологий. Мои подопечные — ветераны и инвалиды, люди взрослые, опытные, у которых можно многому поучиться, они и сами всегда готовы дать совет.
– А как родители отнеслись к вашему решению?
– Мама была против. Одно время ей самой приходилось ухаживать за пожилыми родственниками, и она знает, насколько это тяжелый труд. Она мне говорила, что старики хуже детей – капризные, упрямые, с ними особенно трудно, если они тяжело больны.
– Но у соцработников и зарплата маленькая, и контингент трудный. Зачем в 22 года взваливать на себя такой груз проблем?
– Другие еще меньше зарабатывают, ведь без образования не стоит рассчитывать на большую зарплату. Меня пока все устраивает, я довольна выбранной профессией. Трудности есть везде, но их бояться не стоит. Конечно, поначалу мне с психологической точки зрения было тяжело. Я увидела жизнь без прикрас, суровую реальность: инвалидов, которые стали заложниками четырех стен, брошенных стариков и парализованных, прикованных к постели.
– Помогать людям можно и в свободное от работы время на общественных началах.
– Это уже совсем другое. Здесь я работаю в госучреждении, мне полагается полный соцпакет.
– Какие перспективы вы здесь видите?
– Карьерный рост возможен везде. Не исключено, что после третьего курса меня повысят до специалиста, а там посмотрим.
– Что входит в круг обязанностей соцработника?
– Мы делаем уборку, готовим пищу, ходим в магазин, аптеку. Нередко человека надо сопроводить в больницу или с утра сбегать в поликлинику за номерком. Если есть необходимость, помогаем своим подопечным решать вопросы с оформлением пенсии, льготами, приглашаем юристов.
– А если пенсионер или инвалид проживает в частном доме, значит, соцработник должен еще наколоть дров, принести воды.
– Да, наши сотрудницы могут и дров наколоть, и воды принести, даже баню истопить и помочь помыться. Мужчин в соцслужбе нет, работают у нас только девушки и женщины. Но всех заранее предупреждают: будьте готовы выполнять даже самую трудную работу.
– И туалеты мыть, если понадобится?
– И такое бывает, но мои подопечные – очень аккуратные люди.
– В то же время ваша профессия требует знаний правовых основ.
– Это обязательно. На каждого клиента мы заводим личное дело, куда нужно заносить информацию по субсидиям, пенсионному обеспечению. Нужно точно знать, под какую категорию льготников подпадает человек, что ему гарантировано государством. В самом начале у меня были проблемы с заполнением программ реабилитации — не знала, к кому обратиться за помощью. Со временем разобралась. Сейчас без труда заполняю все акты, отчеты, уже наизусть выучила, какие документы потребуются в Пенсионном фонде, соцстрахе, Соцагентстве или для оформления наследства.
– Сколько подопечных вы обслуживаете?
– За мной закреплено 10 человек: это пенсионеры и инвалиды. Самой молодой женщине — 47 лет, а самой пожилой — 94 года. Каждого надо навестить два раза в неделю. К кому-то я прихожу в понедельник и четверг, а к кому-то — во вторник и пятницу. Есть люди, которых необходимо навещать каждый день. Все мои клиенты заранее знают рабочий график и ждут меня.
– Все они проживают в районе территориального центра, где вы работаете?
– Нет, мы обслуживаем верхнюю часть города: от Октябрьского проспекта и выше. Кто-то проживает в Давпоне, Дырносе; нередко приходится ездить на Ручейную. Конечно, соцработники распределяют участки между собой так, чтобы было удобнее добираться. Но в период отпусков, когда приходится брать на себя дополнительную нагрузку, я вынуждена ездить и туда, и сюда. Расходы, связанные с проездом, нам компенсируют. Каждый месяц я заполняю маршрутный лист, и обычно без задержек деньги приходят на карточку.
– У пожилых людей нередки перепады настроения. Случалось, что вас встречали недоброжелательно?
– Не без этого, конечно. Иногда могут даже не пустить к себе, накричать или оскорбить. А через два дня попросят прощения, пригласят чаю попить. Это издержки нашей профессии. Потом нередко приходится подолгу ждать, когда тебе откроют дверь. Пожилые люди медленно ходят, иногда даже не слышат сигнал домофона или спят. Тогда я обращаюсь к соседям, чтобы впустили хотя бы в подъезд.
– Мне кажется, профессиональный соцработник должен регулярно проходить курс психологической реабилитации.
– У нас есть штатный психолог, но я ни разу к нему не обращалась. Пока легко сама решаю все свои проблемы. Никаких депрессий никогда не переживала. В целом я довольна жизнью и своей работой.
– Кто может претендовать на услуги соцработников?
– Пенсионеры, инвалиды и люди, временно не способные ухаживать за собой. Даже если у человека есть родственники, он имеет полное право обратиться в соцслужбу. Мы ко всем готовы прийти на помощь.
– Я знаю, что вы планируете поступать в аспирантуру.
– Если будет возможность, то да. Хочу на основе наработанного опыта подготовить полноценный научный труд.
– Служению людям нередко посвящают себя глубоко верующие.
– Я крещенная, но отношусь к этому без фанатизма. На мой взгляд, любой соцработник должен быть бескорыстным человеком. Мы не ждем какой-то благодарности от своих подопечных. Мы просто приходим и выполняем свою работу. Сделала доброе дело — и самой на душе стало легко.
– Сколько времени в среднем уделяете каждому подопечному?
– Бывает, что за полчаса управишься. Но если дело касается работы с документами, то на это может уйти и весь день.
– Как вы считаете, в России уже сформировался институт соцзащиты?
– Преподаватели в университете знают, как обстоят дела с оказанием соцпомощи в других странах мира. На их фоне наше государство выглядит очень отсталым. Законодательство вроде сформировано, но законы не работают. Инвалиды как были ограничены в передвижении, так до сих пор вынуждены с этим мириться. Старики живут на нищенскую пенсию. Очень проблематично получить лекарства по льготным рецептам. В госучреждения соцработники по закону могут проходить без очереди, но обычно нас никогда не пропускают вперед. Пока никаких улучшений не наблюдается. Сама сфера соцзащиты держится на энтузиазме соцработников, наш труд никто не ценит. Очень хочется верить, что когда-то соцзащита выйдет на более высокий уровень, но лично я не надеюсь на радикальные изменения.
– Вы приехали из района. Как решаете бытовые вопросы: проживания, питания?
– Пока с мужем снимаем квартиру. Он работает в рекламном агентстве и также учится в университете. Денег нам хватает, поскольку родные помогают с продуктами – высылают овощи, соленья, варенья.
– Муж не предлагал сменить работу?
– Неоднократно. Ведь клиенты иногда звонят домой и рано утром или даже ночью, и в выходные. Конечно, ему это не нравится. Он много раз говорил мне, мол, давай приучай их к строгому распорядку дня. Приходилось объяснять, что пожилые люди страдают провалами в памяти, во времени теряются. Сейчас уже смирился с моей работой.
http://www.bnkomi.ru/data/interview/13757/
9 июня, 2012