В минувшие выходные идейный вдохновитель проекта «Доступная среда в Иркутске» Виктор Пушкин пригласил журналистов на прогулку по центру города и на личном примере показал, с какими трудностями колясочнику приходится сталкиваться буквально под самым носом у правительства. Сквер Кирова – то самое место, где сосредоточена вся региональная и городская власть, но помогает ли этот фактор сделать доступнее хотя бы несколько сотен метров вокруг?
Виктор Пушкин с товарищами по инвалидному креслу «забраковал» уже многие городские объекты. Свой мониторинг они теперь проводят регулярно в надежде обратить на проблемы внимание власти.
- Я много езжу по стране и вижу, что в центральной части России шаги на пути к безбарьерной среде видны. Там уже можно беспрепятственно передвигаться по городу, посещать развлекательные учреждения – говорит Виктор Пушкин. – И какую разительную разницу мы имеем в Иркутске.По словам Виктора, даже, казалось бы, оборудованные пандусами въезды в учреждения еще не гарантия того, что вы туда попадете. Непреодолимым препятствием могут стать не только пороги, но и узкие двери, а также отсутствие специальных лифтов и подъемников.
- Эта недоступность просто надоела. Наша цель – создать общественный совет, пробиться во власть, чтобы в дальнейшем программы по созданию доступной среды согласовывались с нами, как непосредственными потребителями. Мы намерены наработать такой опыт, чтобы в будущем даже строительство городских объектов не обходилось без нашего вмешательства.
В саму гостиницу Виктор самостоятельно попасть не смог. Пандус, ведущий к крыльцу, подойдет разве что для перевозки тележки с чемоданами – слишком большой угол наклона и отсутствуют перила.
Дальше путь колясочника лежит в сторону улицы Желябова. Здесь на пешеходном переходе предусмотрен плавный съезд на проезжую часть. В это самое время на «зебру» выходит еще один человек с ограниченными возможностями – девушка на ходунках. У прохожих появление сразу двух инвалидов одновременно вызывает настоящее недоумение. Тем более, что на противоположной стороне пешеходного перехода никакого пандуса нет. 20-сантиметровый бордюр может стать непреодолимым препятствием как для Виктора, так и для случайной девушки-инвалида. Идущие рядом женщины начинают заметно волноваться, даже предлагать помощь. В итоге общими усилиями ходунки и коляска взбираются на бордюр и продолжают путь.
Угол улицы, на которой мы оказались, украшает здание Иркутского педагогического университета. В храм знаний Виктору очень хочется попасть, но центральный вход в здание смотрит на него свысока – три внушительные ступеньки всем видом демонстрируют неприступность. Более того, у здания совсем отсутствует парковка. Так что вопрос, учится ли в этом заведении хоть один человек с проблемами опорно-двигательного аппарата отпал сам собой.
Еще одна попытка попасть в образовательное учреждение была предпринята у здания средней образовательной школы №11, которая находится недалеко от педуниверситета. Но и здесь крыльцо не оборудовано пандусом. После осмотра школы, была найдена дверь без ступенек, конечно же оказавшаяся запертой. Еще одна неудача. Судя по всему закрытая дверь - пожарный выход.
Вспомнив о том, что культурные учреждения в обязательном порядке должны быть доступными для инвалидов, Виктор и сопровождающие лица отправились к зданию иркутского цирка. Пандус здесь к счастью имеется, невысокий бордюр Виктор уже не берет во внимание, ведь главное есть поручни, а значит и шанс подняться. Когда считанные метры отделяли Виктора от атмосферы радости и веселья, случилось ожидаемое – коляска застряла в слишком узком дверном проеме.
Огорченного Виктора женщина, покожая на сотрудницу цирка, решила «поддержать» словами:
- Если вам нужно, мы откроем вторую дверь, что за проблему вы создаете.
Тем не менее, дверь так и не открылась. Не дождавшись реакции от работников учреждения, группа исследователей решила продолжить путь по запланированному маршруту и отправились в торговый центр неподалеку от цирковой площади, ведь покупки иногда совершают и инвалиды. Стоит ли говорить, что ни один из 5 входов в торговое заведение не подходит для колясочника. Самым доступным оказался один вход с бордюром. С помощью волонтеров, наш герой все же смог заехать внутрь. Правда совершить покупки в таком центре инвалиду будет практически невозможно – всюду пороги и ступеньки.
К сожалению, результат мониторинга оказался ожидаемым: в центре Иркутска колясочнику одинаково тяжело на тротуарах, в образовательных, культурных и торговых учреждениях.
- Ничуть не удивлен, - подытожил Виктор. – Я ежедневно наблюдаю всю несуразицу нашей «доступной» среды. В поликлинике №1, к которой я прикреплен, пандус есть, но прием осуществляется на 3 и 4 этаже. Никто так и не догадался сделать кабинет для инвалидов пониже. В Диагностическом центре пандус есть только со стороны парковки, у центрального входа множество ступенек, поэтому если инвалид без автомобиля, ему волей-неволей приходится заезжать на парковку. Даже в спорткомплексе Байкал-Арена где я занимаюсь, чтобы подняться по пандусу нужно приложить довольно много физических усилий.
Виктор уверен, что активная позиция инвалидов может переломить ситуацию.
Как ни странно, но даже сами инвалиды-колясочники не в силах понять, что же делается для них в областном центре и вообще делается ли, потому что программу по созданию доступной среды они в глаза не видели. Мы нашли такую программу, рассчитанную на 2012- 2015 годы в интернете на сайте областного правительства, но в министерстве опеки и попечительства Иркутской области нам пояснили, что программа эта устаревшая и в 2013 году была принята новая, рассчитанная до 2018 года. Правда, рассказать о том, что согласно этому документу запланировано сделать в Иркутске нам не смогли, сослались, что специалист, занимающийся направлением сейчас в отпуске.
В администрации Иркутска нас терпеливо выслушали и посочувствовали колясочникам, которые даже по центру города не могут проехать без посторонней помощи.
- Город оборудует пандусами четыре школы ежегодно, а так же обеспечивает доступность учреждений здравоохранения и культуры, – пояснила представитель пресс-службы администрации г. Иркутска Оксана Луняка. – На уровне городской администрации спецпрограммы нет, деньги выделяются из федерального и областных бюджетов. Но мы, к сожалению, можем отвечать за доступность только муниципальных объектов. Все коммерческие здания и развлекательные центры должны оборудоваться собственниками.
А вот за высокие бордюры и неудобные съезды с тротуаров ответственность администрация возложила на дорожную службу. Правильные съезды с тротуаров и въезды на них город не контролирует.
Получается, что нельзя сказать, что в Иркутске ничего не делается для инвалидов, но что конкретно и почему вопросы обустройства нельзя решить комплексно – не знает никто. Просто включиться в общероссийскую программу по созданию доступной среды недостаточно. И однозначно нужны общие усилия, чтобы те же тротуары наконец соединилась с пандусами и у каждого инвалида была возможность доехать от своего дома до интересующего его учреждения, преодолеть дверной проем и свободно перемещаться внутри. По опыту других городов ясно, что только усилий власти для решения такой проблемы мало. Здесь необходим мощный общественный контроль.
- В настоящее время мы посредством таких мониторингов намерены собрать фото и видеоархив. Описать по максимуму проблемы и наше видение развитие доступной среды, - делится Виктор Пушкин. – Со всеми этими наработками мы намерены идти к правительству области с предложением создания специального совета или комиссии инвалидов. Такой орган мог бы еще на этапе строительства городских объектов вносить разумные коррективы по оборудованию зданий нужными пандусами, поручнями и прочим. А если говорить о далеко идущих планах, то мы хотим свой опыт распространить и по другим городам России.Антон Ставров, пресс-секретарь Иркутского регионального отделения Всероссийского общества инвалидов:
- Конечно, доступность должна закладываться на уровне архитектурно-проектного задания. Иногда нас приглашают оценить строящиеся объекты, мы выезжаем и даем рекомендации. К сожалению часто в проекте стараются минимизировать затраты на дополнительное оборудование, грузовые лифты и обеспечение доступности верхних этажей. Многие стараются отделаться кнопкой вызова администратора. И уже существуют судебные прецеденты.
Региональную программу создания доступной среды мы, честно говоря, не видели и не уверен, что нас приглашают согласовывать каждый объект. Целесообразно было бы принятие именно городской программы. Тогда уже можно будет более четко разграничить полномочия и контролировать, к примеру, обустройство тротуаров.
30 октября, 2014