Новый Федеральный закон «Об образовании», который вступил в силу с 1 сентября, ввел некоторые важные поправки, касающиеся правил поступления в вузы. Изменения, в частности, коснулись льготных категорий. То есть тех, для кого поступление в вуз на общих основаниях затруднено.
Я бы на ПО пошел…
Инвалидов, например, будут теперь принимать на первый курс в пределах квот (10%), а остальные желающие люди с ограниченными возможностями вне конкурса зачисляются не на первый курс, а на подготовительные отделения, а уж потом, после успешной сдачи экзаменов, – в вузы. Право на бесплатное обучение на ПО, причем один раз, имеют несколько категорий абитуриентов. В частности, сироты и инвалиды. Однако проблема в том, что в вузах Кемеровской области… давно нет подготовительных отделений. А потому неизвестно, смогут ли наши льготники воспользоваться таким преимуществом.
Будут ли открывать ПО в Кузбассе, зависит от решения министерства образования и науки. Но ни в одном кузбасском вузе, как выяснилось, такой информацией не располагают. И в Минобрнауки, куда я обратилась с этим вопросом напрямую, с ходу ответить на него затруднились.
И возникает опасение, как бы в результате таких изменений многие из ребят, в частности, инвалиды, вообще не лишились возможности попробовать получить высшее профессиональное образование. Во всяком случае, в следующую приемную кампанию.
Барьеры и препоны
По словам председателя Кемеровской областной организации ВОИ Валентины Шмаковой, в Кузбассе сейчас 360 тысяч инвалидов, молодых из них, до 35-летнего возраста, – более 50 тысяч. Из них обучаются в вузах не более пяти тысяч. Почему так мало? Из-за разного рода проблем, начиная от отсутствия пресловутых пандусов, мешающих попасть в приемную комиссию и подать документы, и кончая бумажной волокитой в разных инстанциях, выдающих разрешения, а также психологических барьеров и трудностей при устройстве на работу после окончания учебного заведения. Например, глухонемые молодые специалисты нередко в прямом смысле не могут найти общего языка с говорящим коллективом и не задерживаются на работе. Все это снижает мотивацию к обучению. По словам Валентины Шмаковой, сейчас на федеральном уровне разрабатывается система по обеспечению доступности высшего образования для инвалидов. Как ожидается, к 2020 году 25% российских вузов должны стать доступными для них.
И на коляске, и на машине
Вообще-то дело не только в недоступности. Просто высшее образование для здорового человека и для инвалида – разные понятия…
В Ленинске-Кузнецком, на первом этаже ветхого барака, живет 38-летняя Нина Витальевна Цитович. Снимает там квартиру.
Воспитывает двоих детей школьного возраста. Работает, крутится как белка в колесе, чтобы обеспечить семью. А отличает ее от других только то, что передвигается она на коляске.
- В 2005 году я получила травму позвоночника при падении с высоты. Попала в Центр охраны здоровья шахтеров. Месяц находилась в реанимации, три месяца в общем отделении. Сначала говорили, что я не выживу. Но выжила, перенесла пять операций. Помню тот страшный момент — когда мне сказали, что я больше не буду ходить. Я просто лежала, плакала, и жить совсем не хотелось. Доктор меня успокаивала, напоминала, что у меня двое маленьких детей и я обязана их вырастить. Максим тогда в первый класс пошел, Насте два годика исполнилось. Мысль о детях меня и подняла.
Нет, первое время после выписки из больницы Нина, конечно, была «лежачая». Подниматься и садиться в коляску пришлось еще учиться. Как и всему остальному.
Одна из самых больших трудностей возникла, когда развелась с мужем, и с двумя детьми осталась без жилья. Пришлось учиться существовать и в такой ситуации.
Взяла в банке кредит, купила домик.
- Хороший дом был, — вспоминает Нина. – И с большим огородом. Овощи там выращивала. Соленья-варенья на зиму заготавливала. А еще я кур завела, так что и яйцами себя обеспечивали. С банком за тот дом я расплачивалась полтора года, а в прошлом году, после того как ребятишек собрала в школу и потратила на это большую сумму, финансовые трудности начались. Задержала выплату кредита на три месяца. Из банка мне сначала звонили, а потом домой приехали. Дали время, чтобы смогла решить проблему, до 20 декабря. Пришлось продать дом за 450 тысяч.
- А не пробовали в городскую администрацию обратиться, чтобы в льготную очередь поставили?
- Из общества инвалидов обращались туда по поводу меня. Так там ответили, что поскольку я продала дом, то потеряла такое право, – вспоминает Нина. – Чудно как-то. Я ведь в кредит этот дом-то брала…
Когда входишь квартиру Нины Цитович, сразу бросается в глаза, что здесь живет человек с ограниченными возможностями в передвижении, но с очень хорошими способностями по организации пространства. «Сама себе удобства создаю», — объясняет Нина. Мебель и бытовые приборы по квартире у нее расставлены так, чтобы все было доступно. В результате сама и пол моет, и в ванну садится, и по магазинам ездит (конечно, по тем, где есть пандусы). А дети помогают во всем.
Рядом с подъездом стоит машина с ручным управлением. Нина ее купила в кредит два года назад, выучилась в автошколе, получила права и теперь не зависит от общественного транспорта. В машину забирается самостоятельно. Этому тоже пришлось учиться. Правда, коляску в багажник поставить ей помогает дочка, четвероклассница Настя.
А в подъезде на ступеньках от входной двери до площадки первого этажа лежит деревянный настил. Такой самодельный пандус. Нина сама плахи купила, заплатила за работу, сама показала работникам, как сделать. Правда, перила от пандуса в первую же ночь кто-то сломал и унес…
Пришлось и ремонт сделать в съемной квартире, чтобы комфорт создать. Еще и стенку в кухне восстанавливали после пожара, когда загорелось что-то в простенке между квартирами. Дым в кухню повалил. Так пожарные, пока тушили, раздолбили все, залили водой. 120 тысяч ушло на ремонт.
- Через полтора года хозяин квартиры вернется, и куда вы с детьми пойдете? – спрашиваю.
- Да уж без угла не останемся, — отвечает. — Сейчас оставшиеся долги по кредитам выплачу, и ипотечный возьму, домик куплю.
- Извините, но для того, чтобы выплачивать кредит, нужно зарабатывать…
- Я и работаю. На дому. Торты стряпаю знакомым, шью по заказам. Заказов много. Частным извозом помаленьку зарабатываю. Вожу разных людей. И инвалидов, и здоровых. Алименты на детей получаю, пенсию.
Она признаётся, что за годы после травмы научилась совершенно иначе смотреть на жизнь.
- Внимательнее стала. Друзей у меня сейчас стало значительно больше, чем было раньше. Из разных городов. И в гости ко мне приходят, и по телефону, по интернету общаемся, — рассказала Нина.
А недавно она занялась спортом. В апреле в Гурьевске на областных соревнованиях по пауэрлифтингу первое место заняла в своей весовой категории. А августе в паралимпийских состязаниях в Новокузнецке участвовала. Четыре медали оттуда привезла: заняла два первых и два вторых места. В октябре в Сочи поедет, тоже на соревнования.
А что касается дальнейшего повышения образования, – пока у Нины нет на это ни средств, ни времени, ни надобности. Обучает ее сама жизнь, и пока этого достаточно.
Всё заново
Что такое образование для «здорового»? Ну, это когда сначала — первый класс, через некоторое время одиннадцатый. Потом – вуз или техникум, и т. д. Но слово «образование» приобретает особое значение, когда вдруг привычный и, казалось, незыблемый ход вещей внезапно ломает травма или тяжелый недуг. И оказывается, что всему нужно учиться заново. И все дипломы становятся бесполезны. Во всяком случае, в первое время. Нужно начинать все с нуля, получать новые знания и узнавать жизнь с самой тяжелой, некрасивой изнанки. Через боль, через нежелание двигаться. И, увы, никто от такого не застрахован.
Есть в Кемерове предприятие – ООО «Электропласт». Раньше оно называлось Учебно-производственное предприятие Всероссийского общества слепых. Создано было в 1946 году для инвалидов, вернувшихся с войны. Название и форма собственности с тех пор сменились, однако учредитель остался тот же и суть та же. Предприятие в основном учебное. Но зарабатывать приходится, и инвалиды зарабатывают для себя сами. Перчатки выпускают, детали для электротехники и другое. Работают там сейчас несколько десятков человек, большая часть из них – инвалиды по зрению. Но есть и другие. Например, недавно сюда пришли работать двое мужчин, инвалиды по общим заболеваниям. Один – бывший электрик с «Азота», который из-за болезни потерял рабочее место, второй, больше 30 лет отработав водителем в системе здравоохранении, тоже вынужден был уйти. Оба обучились работе на станке, который изготавливает бахилы для медучреждений.
А в июне на предприятие пришла 30-летняя женщина. Раньше она работала медсестрой в глазном отделении. Но после того как во время родов почти полностью потеряла зрение, вынуждена была искать другую работу. Сейчас – упаковывает те самые бахилы. К слову, в ее медицинской карте врачи записали, что учиться она не может. В коллективе ее утешают, убеждают, что слепые успешно учатся, работают в разных сферах. Но для этого нужно освоить систему Брайля и пройти перекомиссию. И верить в себя. Это для инвалида – больше, чем корочки о высшем образовании.
А за это время, глядишь, и придумают систему, которая позволит людям с ограниченными возможностями учиться и жить полноценной жизнью.
http://www.kuzbass85.ru/2013/09/16/vyisshaya-shkola-invalidnosti/
16 сентября, 2013