Выступление депутата Государственной Думы ФС РФ, почетного председателя ВОИ А.В. Ломакина-Румянцева на пленарном заседании Государственной Думы 17 февраля 2015 года
Уважаемые коллеги!
Последние 10 лет у нас параллельно идут два взаимоисключающих процесса в сфере решения проблем инвалидов.
С одной стороны, в 2008 году подписывается, в 2012-м – ратифицируется Конвенция ООН о правах инвалидов, и в 2014 году приводится в соответствие Конвенции действующее законодательство.
С другой стороны, еще в 2004 году закон «о монетизации льгот» исключает автомобиль из списка технических средств реабилитации, в 2010 году ограничиваются компенсации при самостоятельной покупке средств реабилитации, то есть инвалид фактически теряет право выбора того, что ему наиболее подходит. А буквально несколько дней назад - 10 февраля – Министерство труда и социального развития России опубликовало проект приказа об увеличении сроков пользования техническими средствами реабилитации. При этом действующий приказ датирован маем 2013 года.
В чем же необходимость новых поправок, которые полностью противоречат положениям Конвенции о необходимости облегчения доступа инвалидов к качественным средствам реабилитации? Неужели за эти два года произошел прорыв в качестве этих средств? Нет, все проще. В пояснительной записке к проекту говорится, что решение о пересмотре сроков пользования принимается «в целях повышения эффективности расходования средств федерального бюджета».
То есть из множества вариантов оптимизации принято решение сэкономить на инвалидных колясках, протезах, костылях и подгузниках.
Недопустимо, чтобы к экономическому кризису добавился еще и кризис нравственный!
Что мы видим в проекте приказа? Срок пользования комнатной коляской предлагается увеличить до восьми лет. В два и более раз увеличиваются сроки пользования протезами, сложной ортопедической обувью, слуховыми аппаратами. Абсорбирующее белье и подгузники для детей и взрослых инвалидам предложено менять два раза в сутки - срок их использования волевым решением Министерства увеличивается до 12 часов!
В пояснительной записке уточняется: решение принималось после «серии совещаний с производителями технических средств реабилитации».
Что ж, возможно с поставщиками и проводилась «серия совещаний», и те высказались в том смысле, что их изделия столь прекрасны, что сроки их эксплуатации могут быть значительно увеличены. Но я точно знаю, что мнения общественных организаций инвалидов никто не спрашивал. Не поинтересовались авторы приказа, что по этому поводу думают и те, кто эти изделия ежедневно проверяет на себе.
Как же отразятся эти предложения на реальной жизни миллионов людей?
Коляски и нынешних сроков эксплуатации не выдерживают. Далеко не все нуждающиеся могут получить качественные коляски надежных производителей, которые действительно при щадящем (повторяю – щадящем!) режиме использования способны «продержаться» достаточно долго. Но даже самая качественная массовая коляска при условии ее ежедневного использования не продержится восемь лет. Эти сроки нереальны в принципе!
Не меньшее удивление вызывает и увеличение срока службы протезов, ортопедической обуви, слуховых аппаратов и других средств.
Есть только один способ заставить эти технические средства служить так долго – просто пользоваться ими как можно реже, забыть об учебе, работе, о занятиях спортом, об активном образе жизни. Для чего же мы тогда затевали Государственную программу «Доступная среда»? Зачем ратифицировали Конвенцию ООН о правах инвалидов? Зачем говорим, что хотим и готовы видеть инвалидов на улицах наших городов?
Но главный «хит» обсуждаемого документа – это, безусловно, решение об увеличение срока службы абсорбирующего белья и подгузников. Здесь уж авторы посягают на саму человеческую природу.
Скажите, пожалуйста, вы, сидящие в этом зале, готовы своих детей или внуков сутками «парить» в одном подгузнике? Нет, конечно. Вот и родители детей-инвалидов, и взрослые люди с инвалидностью в еде откажут себе, но купят на свои тающие пенсии жизненно необходимые санитарные средства. Если приказ Минтруда будет подписан, инвалидов ожидает унижающее человеческое достоинство сокращение санитарных средств. Это уже, как говорится, удар ниже пояса.
И последний момент – по стечению обстоятельств именно 10 февраля в Фонде социального страхования состоялось совещание по этим вопросам. В том числе было отмечено, что рост цен на ТСР в 2015 году крайне различен по регионам России - от 5 до 50 процентов на аналогичные ТСР! Да и до этого в ценах при проведении госзакупок особого порядка не было.
Президент России в своём послании поставил задачу безусловного выполнения всех социальных обязательств. Обеспечение инвалидов средствами реабилитации - одно из таких обязательств.
Зачем же на ровном месте создавать волну социального недовольства? Зачем нужна такая оптимизация, которая в непростое кризисное время подрывает доверие к власти?
Лично у меня нет ответа на эти вопросы, но есть предложения:
- Министерству отозвать проект приказа;
- Фонду социального страхования и Министерству навести порядок в ценах при госзакупках технических средств реабилитации;
- а нам с вами предусмотреть при изменении бюджета на этот и последующие годы необходимые средства для полного обеспечения инвалидов этими средствами.
Спасибо за внимание.
Уважаемый Алексей Витальевич!
Центральное правление ВОИ рассмотрело проект Приказа "О внесении изменений в Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 215н" (далее - Проект), который размещен на интернет сайте Единого портала для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения: http://regulation.gov.ru/project/23063.html
Центральное Правление ВОИ (далее ЦП ВОИ) считает, что предусмотренное Проектом увеличение сроков пользования техническими средствами реабилитации негативно отразится на эффективности реабилитационных мероприятий для инвалидов по следующим основаниям.
1. По информации, получаемой ЦП ВОИ из региональных организаций, а также по многочисленным обращениям самих инвалидов, можно сделать однозначный вывод, что качество большинства предоставляемых в настоящее время технических средств реабилитации (далее ТСР) остается крайне низким. К предоставляемым ТСР имеется множество нареканий: они часто выходят из строя задолго до окончания срока эксплуатации, требуют частого ремонта. Поэтому увеличение сроков пользования и без того не выдерживающих предусмотренные сроки ТСР приведет к тому, что большая часть инвалидов будет вынуждена либо вообще отказаться от их использования, либо пытаться приобретать их самостоятельно. Это приведет к значительному снижению социальной активности среди инвалидов и снижению эффективности реабилитационных мероприятий.
2. Кроме того, как следует из текста пояснительной записки к Проекту, изготовление современных ТСР осуществляется с использованием качественных, высокопрочных и износостойких материалов, что позволяет использовать указанные изделия значительно дольше, чем предусмотрено приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 215н (далее – Приказ).
Однако существующий порядок определения сроков замены ТСР позволяет производить замену технического средства позже установленных Приказом сроков в случае, если срок службы, установленный изготовителем технического средства реабилитации (изделия), превышает срок пользования техническим средством реабилитации (изделием), утвержденный Приказом. В таком случае замена ТСР осуществляется по истечении срока службы, установленного изготовителем ТСР.
Таким образом логично сохранить существующие сроки эксплуатации ТСР, так как и в настоящее время в случае изготовления ТСР "с использованием качественных, высокопрочных и износостойких материалов", что будет отражено в паспорте изделия, и даже вполне возможна более поздняя его замена.
В связи с тем, что, по всей видимости, данный механизм в настоящее время не работает, ни один производитель ТСР не может указать срок эксплуатации своей продукции, что лишний раз позволяет усомниться в качестве изделий.
3. Отдельно хотелось бы отметить увеличения срока эксплуатации детских кресел-колясок с 4 до 6 лет. За 6 лет ребенок значительно меняется, растет, и кресло-коляска, которая подходила ему в 6 лет, никак не может подходить ему в 12 лет. В данной ситуации дети-инвалиды вынуждены будут сидеть в тесных неудобных колясках, что в совокупности с имеющимися заболеваниями может негативно отразиться на их состоянии здоровья и сделать невозможным проведение различного рода реабилитационных мероприятий, которые именно в детском возрасте имеют максимальную эффективность.
4. Не совсем понятна логика авторов Проекта, которыми предлагается увеличить срок эксплуатации протезов нижних конечностей и сделать его значительно больше сроков эксплуатации протезов верхних конечностей. Хотя понятно, что нагрузка на протезы нижних конечностей значительно выше, а возможная поломка не позволит инвалиду продолжать привычный активный образ жизни. Обращая внимание на иные протезно-ортопедические изделия (аппараты, тутора) можно сделать вывод, что срок эксплуатации данных изделий, предназначенных для нижних конечностей меньше, чем тех же изделий для верхних конечностей, так как они больше подвержены износу. Следует придерживаться такого же подхода и в отношении протезов.
5. Особенно хотелось бы обратить внимание на значительное увеличение сроков пользования абсорбирующим бельем и подгузниками (с 8 до 12 часов). Таким образов в сутки одному инвалиду предлагается обходиться двумя подгузниками, что крайне недостаточно. Производители подгузников прямо не указывают, через какие промежутки времени следует их менять, однако советуют делать это по возможности чаще, чтобы избегать воспалений и пролежней. Человек, который почти все время проводит в лежачем положении, и так предрасположен к их появлению. Не вовремя переодетый подгузник может всерьез усугубить ситуацию. Для больного ослабленного человека появление пролежней может оказаться губительным. Для данных категорий больных чистота и гигиена крайне важны, а такое незначительное количество гигиенических средств может нанести серьезный вред здоровью инвалидов.
Кроме того, напомним, что Верховным судом РФ уже пресекалась попытка увеличения срока пользования абсорбирующим бельем и памперсами (Решение Верховного суда РФ от 19 сентября 2007 года № ГКПИ07-852). Верховным судом РФ было установлено, что увеличение сроков пользования памперсами неизбежно приведет к ухудшению состояния и снижению качества жизни детей-инвалидов, увеличению риска развития осложнений, в том числе нарушений кожи. Увеличение срока пользования памперсами было признано Верховным судом РФ противоречащим федеральному закону и нарушающим права детей-инвалидов.
6. Также хотелось бы отметить предлагаемую в пояснительной записке к Проекту процедуру ремонта технических средств и их досрочную замену как гарантию сохранения объема прав инвалидов на обеспечение ТСР и сохранения эффективности реабилитационных мероприятий. Понятно, что увеличение сроков эксплуатации ТСР приведет к необходимости частого обращения за ремонтом. Однако это вызовет множество затруднений у инвалидов: необходимо будет провести экспертизу технического средства, доставить его в ремонтную мастерскую, на время нахождения изделия в ремонте каким-то образом обходится без него или брать в прокат, оплачивая его. Кроме того, не во всех регионах достаточно развита сеть ремонтных мастерских и ремонта своего технического средства придется ждать очень долго.
Такая же ситуация сложится и с необходимостью досрочной замены технического средства, пришедшего в негодность. Его каким-то образом необходимо доставить на медико-техническую комиссию, ждать пока будет выдано новое техническое средство. Это крайне неудобно, потребует от инвалидов дополнительных физических усилий, моральных переживаний и финансовых затрат.
Учитывая вышеизложенное, ВОИ категорически не может согласиться с предлагаемым Приказом "О внесении изменений в Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 215н" в части увеличения сроков пользования ключевыми ТСР. Принятие данного документа приведет к значительному сокращению социальных гарантий в отношении инвалидов и нарушению их основных прав.
Председатель ВОИ
депутат Государственной Думы ФС РФ М. Б. Терентьев
17 февраля, 2015