1. В новой редакции законопроекта сохранилось понятие «трудная жизненная ситуация», которая может «привести в положение, представляющее опасность для жизни и/или здоровья». Как мы уже отмечали ранее, не исключая необходимости и обязательности предоставления мер социального обслуживания в «чрезвычайных ситуациях», социальное обслуживание должно в большей степени производится в нормальных условиях. Законопроект по сути направлен именно на эти цели, как это, например, следует из статьи 4, где указываются следующие основные принципы социального обслуживания населения - «осуществление социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах», «направление социального обслуживания на максимально возможное продление пребывания получателя социальных услуг в привычной социальной среде».
Поэтому считаем необходимым для уточнения условий предоставления социального обслуживания ввести в статью 3 законопроекта понятие «ограничение жизнедеятельности», как основного условия предоставления услуг по социальному обслуживанию, наряду с условием «трудная жизненная ситуация». При этом необходимо по возможности, отделить нахождение в трудной жизненной ситуации от наличия ограничений жизнедеятельности, так как в этих ситуациях различны цели социального обслуживания. Так, при наличии у гражданина ограничения жизнедеятельности, цель социального обслуживания в максимально возможном объеме компенсировать гражданину утрату способности самостоятельно обслуживать себя и передвигаться. При нахождении в трудной жизненной ситуации цель социального обслуживания помочь гражданину преодолеть ее.
С указанными целями предлагаем дополнить статью 3 пунктом 1 следующего содержания:
«1) ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;».
При этом пункты 2-8 этой статьи именовать пунктами 3-9, в пункте 3 слова «находящемуся в трудной жизненной ситуации» заменить словами «имеющему ограничения жизнедеятельности и/или находящемуся в трудной жизненной ситуации», в пунктах 4-9 слова «для преодоления трудной жизненной ситуации» заменить словами «для преодоления ограничений жизнедеятельности и/или трудной жизненной ситуации».
Также в пункте 3 статьи 5 после слов «Гражданам, признанным» дополнить словами «имеющими ограничение жизнедеятельности или (и)», в пункте 1 статьи 7 после слов «предоставление социальных услуг гражданам,» дополнить словами «имеющим ограничение жизнедеятельности или (и) находящимся», а подпункт 2 пункта 2 статьи 7 исключить, в пункте 2 статьи 8 после слов «гражданина, признанного» дополнить словами «имеющим ограничение жизнедеятельности или (и)», в подпункте 10 пункта 1 статьи 13 после слов «признания гражданина» дополнить словами «имеющим ограничение жизнедеятельности или (и)», подпункт 10 пункта 1 статьи 14 после слов «и порядка признания гражданина» дополнить словами «имеющим ограничение жизнедеятельности или (и)», название статьи 21 изложить в следующей редакции: «Статья 21 Основания признания гражданина имеющим ограничение жизнедеятельности или (и) находящимся в трудной жизненной ситуации», в пункте 1 статьи 22 после слов «социальные услуги гражданину», включить слова «имеющему ограничения жизнедеятельности», а в пункте 5 статьи 22 и в пункте 1 статьи 28 после слов «в связи» включить слова «с ограничениями жизнедеятельности», в пункте 5 статьи 38 после слова «лицам» включить слова «имеющим ограничение жизнедеятельности».
2. В настоящее время предоставление социальных услуг по социальному обслуживания осуществляется в соответствии с национальным и региональными стандартами оказания социальных услуг. Считаем необходимым сохранить существующий порядок и предусмотреть в полномочиях федеральных и региональных органов государственной власти функции по утверждению национального и региональных стандартов оказания социальных услуг соответственно (статьи 13, 14, 15, 18).
Для этого предлагаем:
дополнить пункт 1 статьи 13 подпунктом 12 следующего содержания:
«12) утверждение национального стандарта оказания социальных услуг;»;
пункт 1 статьи 14 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
«4) утверждение регионального стандарта оказания социальных услуг;»;
подпункт 1 пункта 1 статьи 15 изложить в следующей редакции:
«1) получение социальных услуг, необходимых для удовлетворения основных жизненных потребностей, для компенсации ограничения жизнедеятельности или (и)преодоления трудной жизненной ситуации, в определенном для этих целей объеме и в соответствии с национальным и региональным стандартами оказания социальных услуг;»,
пункт 1 статьи 18 дополнить подпунктом 6 следующего содержания:
6) предоставлять услуги по социальному обслуживанию в соответствии с национальным и региональным стандартами;».
3. В статье 21 предусматриваются условия признания граждан находящимися в трудной жизненной ситуации. Считаем необходимым исключить из перечня оснований признания гражданина находящимся в трудной жизненной ситуации пункта 4 «наличие в семье инвалидов и (или) детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, так как для этих категорий основным условием предоставления услуг по социальному обслуживанию должны являться ограничения жизнедеятельности.
4. При определении индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах (подпункт 2 пункта 1 статьи 22), помимо прочего, предлагается учитывать семейное положение гражданина, наличие или отсутствие родственников, осуществляющих либо способных осуществлять помощь и уход, попечение несовершеннолетних.
Считаем необходимым исключить слова «наличие или отсутствие родственников, осуществляющих либо способных осуществлять помощь и уход, попечение несовершеннолетних». Таким образом, будут учитываться только родственники, действительно осуществляющие уход. В настоящее время зачастую у гражданина есть родственники, но они не оказывают никакой помощи и не осуществляют уход, причем речь может идти и о очень близких родственниках. В таком случае в соответствии с законопроектом гражданин не имел бы права на социальное обслуживание. Такой формальный подход может привести к тому, что большое количество граждан, брошенных своими родственниками, останется без так необходимой им социальной помощи. По аналогии необходимо исключить и подпункт 2 пункта 3 статьи 38.
5. В пункт 1 статьи 25 считаем необходимым дополнить норму, связанную с правом отказаться от социального обслуживания следующим положением:
«Отказ от услуг учреждений стационарного социального обслуживания не лишает граждан возможности получения социального обслуживания в условиях полустационара или на дому.».
Таким образом, отказ от помещения гражданина в стационар не лишит его или его семью социального обслуживания в иных предусмотренных законодательством формах.
6. Пункт статьи 38 касается требований к установлению предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату. Считаем необходимым увеличить минимальный размер предельной величины до двукратного размера установленного в регионе прожиточного минимума. Считаем, что необходимо повысить, как это предполагалось в ранних редакциях законопроекта, порог предоставления бесплатных услуг до двойного установленного в регионе прожиточного минимума. Если этого не сделать, в связи с тем, что все пенсионеры получают социальные доплаты, практически все пенсионеры будут лишены получать бесплатные услуги по социальному обслуживанию.
7. В соответствии с пунктом 5 статьи 38 данной нормой ежемесячный размер платы за предоставление социальных услуг не может превышать 50 процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и установленной в субъекте Российской Федерации предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату.
В предыдущем варианте проекта предельная ежемесячная плата была значительно ниже и составляла 25 процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и установленной в субъекте Российской Федерации предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату.
Считаем необходимым вернуться к предельной ежемесячной плате за предоставление социальных услуг в размере 25 процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и установленной в субъекте Российской Федерации предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату.
8. В соответствии с пунктом 8 статьи 38 данной нормой размер платы за стационарное социальное обслуживание рассчитывается с учетом фактической стоимости предоставленных социальных услуг, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с действующим в настоящее время законодательством, размер платы за стационарное социальное обслуживание не может превышать 75 процентов установленной гражданину пенсии. Данный подход позволяет избежать злоупотреблений в данной сфере, когда иные, в том числе целевые, выплаты гражданину учитываются при определении размера оплаты.
Учитывая тот факт, что получателями социальных услуг могут являться и граждане, которым не назначен ни один вид пенсии, считаем необходимым для получателей пенсий сохранить существующий порядок взимания платы (не более 75 процентов пенсии без учета ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также иных компенсационных и других выплат). Для остальных граждан предусмотреть оплату в размере, не превышающем 75 процентов среднедушевого дохода.
30 ноября, 2012