Порядок установления инвалидности регулируется Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом», которым утверждены Правила признания лица инвалидом, которое вступило в силу 1 июля 2022 года.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.
Медико-социальная экспертиза проводится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (бюро).
Для того, чтобы попасть в бюро медико-социальной экспертизы на освидетельствование, гражданин должен быть туда направлен.
Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации.
За направлением на МСЭ гражданин обращается к врачу медицинской организации по профилю своего основного заболевания или к терапевту. Врач, проводит осмотр пациента, изучает историю болезни, знакомится с имеющимися медицинскими документами, выписками и т.д. и направляет пациента на консультацию к другим врачам-специалистам, с целью выявления сопутствующих заболеваний, а также определяет, какие обследования должен пройти пациент. Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, утвержден Приказом Минтруда России №402н и Минздравом России №631н от 10 июня 2021 года.
Так как медико-социальная экспертиза проводится только с согласия гражданина, то при оформлении направления на МСЭ гражданин должен письменно оформить согласие на направление и проведение медико-социальной экспертизы. Согласие на направление и проведение медико-социальной экспертизы подается гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в медицинскую организацию после принятия врачебной комиссией медицинской организации решения о направлении его на медико-социальную экспертизу. В согласии на направление и проведение медико-социальной экспертизы гражданин (его законный или уполномоченный представитель) указывает предпочтительную форму проведения медико-социальной экспертизы (с его личным присутствием или без его личного присутствия) и информирует о предпочтительном способе получения уведомления о проведении медико-социальной экспертизы. Сведения из согласия вносятся в оформляемое направление на медико-социальную экспертизу. Согласие может быть подано в бумажной форме, либо в электронной форме через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
После прохождения всех необходимых врачей и обследований медицинское учреждение формирует направление. Направление на медико-социальную экспертизу должно быть оформлено в течение не более 30 дней. Если гражданин находится в больнице в связи с ампутацией конечности и нуждается в первичном протезировании, то он должен быть направлен на медико-социальную экспертизу в течение 3 дней после проведения операции. Если гражданин признан нуждающимся в паллиативной медицинской помощи, то он направляется на медико-социальную экспертизу в течение 1 рабочего дня после получения результатов всех медицинских обследований.
Оформленное направление медицинская организация направляет в бюро МСЭ на бумажном носителе в течение 3 рабочих дней. С 1 июня 2023 года передача направления в бюро МСЭ медицинской организацией должна в обязательном порядке осуществляться в электронной форме.
В случае, если поликлиника отказывает гражданину в направлении на освидетельствование, ему выдается заключение врачебной комиссии поликлиники. Это заключение может быть обжаловано в территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) или у учредителя данной медицинской организации. Учредителями, как правило, являются исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения (региональные министерства здравоохранения).
В некоторых случаях оформление направления на медико-социальную экспертизу не требуется. Направление не требуется, если медико-социальная экспертиза проводится в целях:
- выдачи дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;
- выдачи новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина;
- определения причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.
Также оформление направления не требуется:
- при необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), уточнением характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду);
- при необходимости включения в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида рекомендаций о товарах и услугах, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала (далее - товары и услуги)
В этих случаях гражданин (его законный или уполномоченный представитель) подает в бюро по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) заявление о проведении медико-социальной экспертизы на бумажном носителе или через личный кабинет Единого портала государственных и муниципальных услуг «Госуслуги» в форме электронного документа с выбором конкретной даты и времени проведения медико-социальной экспертизы из предложенных вариантов.
Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом» предусматриваются следующие формы проведения медико-социальной экспертизы:
- с личным участием гражданина (очно);
- без личного участия гражданина (заочно);
- дистанционно (по видеосвязи).
Гражданин может самостоятельно выбрать в какой форме будет проводиться медико-социальная экспертиза (МСЭ) – очно или заочно. При очном освидетельствовании гражданин будет лично участвовать в экспертизе, при заочном – поступившие из медицинского учреждения документы будут рассмотрены без присутствия гражданина.
Выбор гражданина формы проведения экспертизы осуществляется в согласии на направление и проведение медико-социальной экспертизы и фиксируется в направлении гражданина на МСЭ.
Однако Правилами предусмотрены случаи, когда медико-социальная экспертиза обязательно должна быть проведена в очной форме, независимо от предпочтения гражданина. К таким случаям, например, относится:
- если возникнут сомнения в достоверности представленных документов;
- если в процессе рассмотрения документов выявятся какие-либо несоответствия в направленных сведениях;
- выяснится, что гражданин должен быть обследован с применением специального диагностического оборудования, которым располагают бюро МСЭ;
- если экспертиза проводится в отношении гражданина, ранее признанного инвалидом с целью разработки индивидуальной программы реабилитации и абилитации;
- если гражданин проживает в стационарном учреждении социального обслуживания (интернате).
Во всех остальных случаях медико-социальная экспертиза проводится в той форме, которую выберет гражданин (очно или заочно). Если экспертиза будет проводиться очно, с гражданином согласуют дату и время ее проведения.
С 1 июня 2023 года пройти медико-социальную экспертизу можно также в дистанционном формате, когда гражданину предоставляется возможность общения со специалистами МСЭ путем видеосвязи. Такой формат используется при обжаловании решений бюро МСЭ в главном или федеральном бюро в случае, если гражданин не согласен с принятым решением.
Медико-социальная экспертиза проводится бюро, главным бюро, Федеральным бюро в соответствии со следующими заявленными в направлении на медико-социальной экспертизу или в заявлении гражданина (его законного или уполномоченного представителя) целями проведения медико-социальной экспертизы:
а) установление группы инвалидности;
б) установление категории "ребенок-инвалид";
в) установление причин инвалидности;
г) установление времени наступления инвалидности;
д) установление срока инвалидности;
е) определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;
ж) определение стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, лица, проходящего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющего специальное звание полиции;
з) определение нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего, проходящего военную службу по контракту) и на военную службу по мобилизации;
и) определение нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя государственного гражданского служащего, подлежащего назначению на иную должность гражданской службы в порядке ротации;
к) определение причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
л) разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
м) разработка программы реабилитации лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
н) выдача дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;
о) выдача новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина;
п) иные цели, установленные законодательством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения зарегистрированных документов бюро (главное бюро, Федеральное бюро) с учетом мнения гражданина (его законного или уполномоченного представителя), указанного в направлении на медико-социальную экспертизу, в заявлении о проведении медико-социальной экспертизы или в заявлении об обжаловании решения бюро (главного бюро), принимает решение о форме проведения медико-социальной экспертизы, определяет дату и время проведения медико-социальной экспертизы в случае отсутствия выбора гражданином (его законным или уполномоченного представителем) даты и времени на едином портале и направляет гражданину (его законному или уполномоченному представителю) уведомление о проведении медико-социальной экспертизы в форме документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица бюро (главного бюро, Федерального бюро), с использованием единого портала.
В случае принятия решения о проведении медико-социальной экспертизы с личным присутствием гражданина бюро (главное бюро, Федеральное бюро) уточняет по каналам телефонной связи у гражданина дату и время проведения освидетельствования посредством выбора доступных даты и времени из интервалов, определенных бюро (главным бюро, Федеральным бюро).
Медико-социальная экспертиза может проводиться не только в помещении бюро МСЭ, но может быть выездной. Медико-социальная экспертиза с личным присутствием гражданина проводится:
а) в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) при явке гражданина в бюро (главное бюро, Федеральное бюро);
б) по месту нахождения гражданина, если он не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением врачебной комиссии медицинской организации;
в) по месту нахождения гражданина в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания;
г) по месту нахождения гражданина в исправительном учреждении, где гражданин отбывает наказание;
д) по месту нахождения гражданина в медицинской организации, оказывающей гражданину медицинскую помощь в стационарных условиях.
Медико-социальная экспертиза без личного присутствия гражданина проводится путем изучения представленных документов, анализа имеющихся в направлении на медико-социальную экспертизу данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведений о результатах проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий, сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.
Медико-социальная экспертиза с личным присутствием гражданина проводится путем опроса, осмотра и обследования гражданина специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) при необходимости с использованием специального диагностического оборудования, изучения представленных документов, анализа имеющихся в направлении на медико-социальную экспертизу данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведений о результатах проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий, сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.
Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы и заносится в акт медико-социальной экспертизы.
Если медико-социальная экспертиза проводилась с личным присутствием гражданина (очно) или дистанционно, то решение объявляется гражданину (его законному или уполномоченному представителю) в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые дают по нему разъяснения.
Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, по согласованию с гражданином (его законным или уполномоченным представителем) может быть выдана на руки гражданину (его законному или уполномоченному представителю), либо направлена ему (его законному или уполномоченному представителю) заказным почтовым отправлением с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.
Для гражданина, признанного инвалидом (ребенком-инвалидом), разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) (далее - ИПРА).
ИПРА формируется в информационной системе медико-социальной экспертизы в форме электронного документа и направляется гражданину (его законному или уполномоченному представителю) на бумажном носителе заказным почтовым отправлением и в форме электронного документа в личный кабинет гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на едином портале.
При проведении медико-социальной экспертизы с личным присутствием гражданина ИПРА по желанию инвалида (его законного или уполномоченного представителя) может быть выдана ему на руки на бумажном носителе.
Гражданину, не признанному инвалидом, формируется выписка с результатами проведения медико-социальной экспертизы, и направляется гражданину (его законному или уполномоченному представителю) на бумажном носителе заказным почтовым отправлением и в личный кабинет на едином портале. В случае проведения медико-социальной экспертизы с присутствием гражданина по его желанию справка с результатами медико-социальной экспертизы может быть выдана на бумажном носителе на руки гражданину (его законному или уполномоченному представителю).
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина в информационной системе медико-социальной экспертизы составляется акт. Акт медико-социальной экспертизы гражданина, протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина, ИПРА формируются в информационной системе медико-социальной экспертизы в электронное дело медико-социальной экспертизы гражданина. Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право на ознакомление с актом медико-социальной экспертизы и протоколом проведения медико-социальной экспертизы. Для этого необходимо обратиться в бюро МСЭ с соответствующим заявлением, в результате которого ему в этот же день должны выдать копии указанных документов в бумажной форме, либо они направляются в личный кабинет гражданина на едином портале в виде электронных документов.
Гражданам может быть установлена одна из трех групп инвалидности - первая, вторая или третья. Основным документом, регулирующим вопрос установления той или иной группы инвалидности, является Приказ Минтруда России от 27 августа 2019 года № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Данным документом определены основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, а именно:
а) нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);
б) нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования);
в) нарушения сенсорных функций (зрения; слуха; обоняния; осязания; тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности; вестибулярной функции; боль);
г) нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);
д) нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;
е) нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).
Степень выраженности этих нарушений оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.
Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами:
I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;
II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;
III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;
IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, устанавливается в соответствии с количественными системами оценки, предусмотренными приложениями N 1 и 2 к настоящим классификациям и критериям.
Приложением 1 установлена система оценки в отношении взрослых, достигших 18-летнего возраста, приложение 2 – в отношении детей. Данные приложения содержат конкретные заболевания или состояния и соответствующая этому заболеванию количественная оценка в процентах в зависимости от тяжести имеющихся нарушений при данном заболевании.
В зависимости от установленной количественной оценки нарушения функций организма устанавливается группа инвалидности.
Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Категория "ребенок-инвалид" устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
Еще один важный момент, на который необходимо обратить внимание. Как же учитываются сопутствующие и иные имеющиеся у гражданина заболевания при установлении инвалидности?
Изучаются все имеющиеся у гражданина заболевания, определяется то, которое дает наиболее высокий процент нарушения функций организма и определяется влияют ли остальные имеющиеся заболевания на вот это основное. Если такое влияние установлено, то гражданину увеличивается количественная оценка максимально выраженного нарушения еще на 10%.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.
Также группа инвалидности может быть установлена бессрочно.
Категория «ребенок-инвалид» устанавливается сроком на 1 год, 2 года, 5 лет, до достижения гражданином возраста 14 лет либо 18 лет.
По общему правилу группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет устанавливается: не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.
Это касается общего правила, однако Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом» утверждены отдельные условия, при наличии которых сроки установления инвалидности отличаются от общего правила. В частности, в приложении к указанным Правилам признания лица инвалидом утверждены отдельные перечни заболеваний и состояний, которые дают основания устанавливать инвалидность раньше. В частности утверждены:
- Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается гражданам не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид");
- Показания и условия для установления категории "ребенок-инвалид" сроком на 5 лет и до достижения возраста 14 лет;
- Показания и условия для установления категории "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет;
- Заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности (категория "ребенок-инвалид") устанавливается без срока переосвидетельствования (до достижения возраста 18 лет) при первичном освидетельствовании.
Данные основания были приняты для того, чтобы в тяжелых случаях или в случаях, когда очевидно, что состояние здоровья улучшаться не будет, оперативно принимать решение об установлении инвалидности бессрочно, либо на 5 лет и до достижения 18 лет в отношении детей-инвалидов.
Перечислять конкретные заболевания и состояния, которые содержаться в данных документах не представляется возможным из-за объема этой информации. Вы можете ознакомиться с Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом» и приложениями к нему по следующей ссылке: https://base.garant.ru/403829132
Постановлением Правительства РФ 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом» утверждены 16 возможных причин инвалидности и это перечень не является закрытым, т.е. возможны и иные причины инвалидности, которые содержаться в иных нормативно-правовых актах.
В случае признания гражданина инвалидом устанавливаются следующие причины инвалидности:
а) общее заболевание;
б) трудовое увечье;
в) профессиональное заболевание;
г) инвалидность с детства;
д) инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов;
е) военная травма;
ж) заболевание получено в период военной службы;
з) заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
и) заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
к) заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
л) заболевание связано с аварией на производственном объединении «Маяк»;
м) заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на производственном объединении «Маяк»;
н) заболевание связано с последствиями радиационных воздействий;
о) заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска;
п) заболевание (ранение, контузия, увечье), полученное лицом, обслуживавшим действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий;
р) инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), полученного в связи с участием в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан;
р(1)) инвалидность вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании;
с) иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
Остановимся на самых распространенных причинах инвалидности.
Причина инвалидности «инвалидность с детства» устанавливается гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникших в детстве, наступила до достижения возраста 18 лет.
Указанная причина инвалидности определяется также в том случае, если по клиническим данным, этиопатогенезу заболеваний или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными медицинских организаций, у инвалида в возрасте до 18 лет (до 1 января 2000 г. - в возрасте до 16 лет <10>) имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности.
Причина инвалидности «трудовое увечье» устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие нарушения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве.
Указанная причина инвалидности устанавливается как по прямым последствиям несчастного случая на производстве, так и по различным его осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от несчастного случая, независимо от срока обращения гражданина в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы.
Основанием для установления причины инвалидности «трудовое увечье» является один из следующих документов, подтверждающих факт несчастного случая на производстве:
- акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (Н-1ПС);
- заключение государственного инспектора по охране труда, других должностных лиц (органов), осуществляющих контроль и надзор за состоянием охраны труда и соблюдением законодательства о труде, о причинах повреждения здоровья, выданное в порядке, действовавшем до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ);
- решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве.
Причина инвалидности «профессиональное заболевание» устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие нарушения здоровья, связанного с профессиональным заболеванием.
Указанная причина инвалидности определяется как по прямым последствиям профессионального заболевания, так и по его осложнениям, обусловившим наступление инвалидности.
Основанием для установления причины инвалидности «профессиональное заболевание» является один из следующих документов, подтверждающих факт профессионального заболевания:
- акт о случае профессионального заболевания, оформленный в порядке, предусмотренном Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967;
- медицинское заключение о профессиональном заболевании, выданное в порядке, действовавшим до вступления в силу Федерального закона N 125-ФЗ;
- решение суда об установлении факта профессионального заболевания.
Причина инвалидности «военная травма» устанавливается в случаях, если инвалидность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы
Причина инвалидности «военная травма» устанавливается военнослужащим федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в случае наличия соответствующего заключения военно-врачебной комиссии (далее - ВВК) федерального государственного казенного учреждения «Главный центр военно-врачебной экспертизы» Министерства обороны Российской Федерации, его филиалов (отделов филиалов), центров военно-врачебной экспертизы или штатных ВВК федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.
При отсутствии у военнослужащих, в том числе находившихся в плену, каких-либо данных об освидетельствовании в ВВК в период службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, но при наличии у них явных последствий телесных повреждений (отсутствие конечностей, дефекты костей черепа, обширные рубцы после ранений, наличие инородных тел) независимо от причины увольнения с военной службы вопрос о причинной связи полученных увечий (ранений, травм) с прохождением военной службы решается при освидетельствовании их в ВВК федерального государственного казенного учреждения «Главный центр военно-врачебной экспертизы» Министерства обороны Российской Федерации, его филиалов (отделов филиалов) и штатных ВВК федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба). После получения заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм) федеральные учреждения медико-социальной экспертизы устанавливают причину инвалидности.
Причина инвалидности «заболевание получено в период военной службы» устанавливается в случаях, если инвалидность военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Факт получения в период военной службы заболевания либо увечья (ранения, травмы, контузии), не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, заключением ВВК, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива. Необходимо отметить, что все перечисленные выше причины инвалидности могут быть установлены как по прямым последствиям обстоятельств, явившихся причиной заболеваний, травмы, увечья, так и по его осложнениям, обусловившим наступление инвалидности, независимо от времени обращения в бюро медико-социальной экспертизы за установлением инвалидности. Например, гражданин заболел в детстве, лечился, но за установлением инвалидности не обращался. Впоследствии, уже будучи взрослым, обратился за инвалидностью, предоставил медицинские документы, подтверждающие, что заболевание возникло в детстве, был признан инвалидом с причиной инвалидности «инвалид с детства».
Также существует еще причина инвалидности с формулировкой «общее заболевание», которая определяется в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска и иными обстоятельствами, указанными в настоящем разъяснении.
Более подробно с условиями установления той или иной причины инвалидности Вы можете ознакомиться в Приказе Минтруда РФ от 16.02.2023 N 90н «Об утверждении порядка установления причин инвалидности».
Еще хотелось бы отметить, что в отношении детей-инвалидов причина инвалидности не указывается, просто устанавливается категория «ребенок-инвалид», а уже по достижению 18-летнего возраста, при освидетельствовании в этом возрасте, устанавливается причина инвалидности «инвалид с детства».
Исключением является, если лицо в возрасте до 18 лет, признается инвалидом по последствиям трудового увечья или профессионального заболевания, в этом случае по его выбору, либо выбору его законного представителя устанавливается категория «ребенок-инвалид» или группа инвалидности с соответствующей причиной инвалидности.
Причина инвалидности устанавливает социальный статус инвалида и в связи с этим определяет его право пользоваться предусмотренными именно для этой категории мерами социальной поддержки.
Причина инвалидности влияет на пенсию, а также иные выплаты и льготы, которые устанавливаются для инвалидов конкретных категорий.
Так, например, инвалиды вследствие военной травмы, получают пенсию не через Пенсионный фонд РФ, а через Министерство обороны РФ, МВД России, ФСБ России и т.д. (в зависимости от того, где гражданин служил) в соответствии с отдельным нормативно-правовым актом (Федеральным законом от 12.02.1993 года № 4468-1). В данном случае установлен иной порядок назначения пенсии, ее размер и другие условия.
Для инвалидов с детства предусмотрен ряд дополнительных льгот. В частности, льгота по налогу на имущество предусмотрена для инвалидов I и II группы, а также инвалидов с детства независимо от группы (Налоговый кодекс РФ часть вторая, статья 407).
Также для инвалидов с детства I группы предусмотрены иные условия осуществления выплаты по уходу (Указ президента РФ от 26.02.2013 года № 175).
Инвалидам вследствие аварии на Чернобыльской АЭС установлен целый ряд дополнительных льгот. В частности:
- льгота по оплате содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме в размере 50% независимо от принадлежности жилого фонда (для инвалидов иных категорий только в домах государственного и муниципального жилищного фонда;
- использование очередного отпуска в удобное время, а также дополнительный отпуск 14 дней;
- ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также другие льготы (ФЗ от 15.05.1991 года № 1244-1).
То же самое касается и иных категорий инвалидности, в отношении каждой из них предусмотрен (или может быть предусмотрен) иной (дополнительный) перечень льгот и выплат, а также порядок их получения.
Переосвидетельствование инвалида (ребенка-инвалида) проводится в общем порядке.
Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей-инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид".
Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
Переосвидетельствование инвалида (ребенка-инвалида) может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.
Переосвидетельствование инвалида (ребенка-инвалида) ранее установленного срока проводится по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
Таким образом, если группа инвалидности установлена на определенный срок, при приближении срока очередного освидетельствования, который указан в справке МСЭ (как правило, за месяц), инвалид обращается в медицинское учреждение для оформления направления на медико-социальную экспертизу. Возможно проведение освидетельствования ранее предусмотренного срока, если изменилось состояние здоровья.
Если инвалидность установлена бессрочно, но изменилось состояние здоровья, требуется внести изменения в ИПРА, то инвалид также обращается в медицинское учреждение для оформления направления на МСЭ.
Гражданин может быть не согласен с установленной группой инвалидности (например, он считает, что его состояние здоровья соответствует более тяжелой группе), сроком, на который установлена инвалидность, может быть не согласен с содержанием разработанной ему индивидуальной программой реабилитации и абилитации, а также не согласен с решением о непризнании его инвалидом.
Чтобы разобраться с механизмом обжалования рассмотрим структуру федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, которая представляет из себя пирамиду, где в основании представлены бюро медико-социальной экспертизы, выше располагаются главные бюро МСЭ по субъектам РФ, а в самом верху – федеральное бюро медико-социальной экспертизы. Подчиненность у федеральных учреждений также соответствующая – вышестоящие являются главенствующими над нижестоящими.
Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок со дня его получения на основании заявления, поданного в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде с использованием единого портала.
Главное бюро не позднее 30 рабочих дней со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.
Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок со дня его получения в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде с использованием единого портала.
Федеральное бюро не позднее 30 рабочих дней со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При судебном обжаловании решения бюро МСЭ необходимо учитывать, что суд правомочен только отменить принятое решение, в дальнейшем гражданину необходимо будет все равно обращаться в бюро МСЭ для установления инвалидности.